Яндекс.Метрика

Как правильно воспитать ребенка?

Как у маленького ангелочка рождается агрессивность? Нет, не временный всплеск эмоций, а черта личности. Психологам это до конца неизвестно. Определений агрессии множество. Например: внутренняя сила, дающая возможность противостоять внешним.

У самых маленьких - годовалых -нет осознанной [враждебности: Малыш может случайно, заигравшись, причинить зло другому ребёнку. На втором году жизни, научившись ходить, малыш приступает к исследовательской деятельности, обретает некую независимость и пробует настоять на своём, демонстрирует готовность к нападению. К трём годам упрямство возрастает. Настаивая на своём, он бросается в крик, плач, капризы, подвержен вспышкам ярости. Его эмоциональные переживания интенсивны, ведь у него ещё нет навыка регулировать своё поведение социальными нормами и волевыми усилиями. Он требует немедленного выполнения желаний. В возрасте пяти-шести лет ребёнок, общаясь со сверстником, может толкнуть, показать язык, укусить, оскорбить, выразить нежелание общаться, придумать дразнилки, нарисовать в нелепом виде. Как проявляют отрицательные эмоции мальчики и девочки? В раннем возрасте примерно одинаково. С помощью плача, визга, взаимных шлепков. Но уже к четырем годам неприятности и неудачи вызывают у них неодинаковые реакции: мальчики большей частью дерутся, а девочки визжат и дразнятся.
У мальчиков агрессия закрепляется благодаря привлекательности в их глазах физической силы. Они уверены, что с помощью физической агрессии можно демонстрировать превосходство, ловкость, смелость и знание приёмов борьбы («Я буду Медведем, потому что он сильный, его все за это уважают», «Папа говорит, что надо дать сдачи, чтобы тебя боялись»). Сила и хитрость им нужны для приобретения престижных атрибутов («И правильно, что у лягушек сильная жаба украла счастье. Мой папа говорит: «Не разевай рот, а то всё утащат»). А что, если агрессивный персонаж внешне красив? Вот это неизменно ставит детей в тупик. Ведь они склонны ассоциировать приятную внешность с хорошим поведением («Она такая красивая, разве она может кого-нибудь обмануть»).
У агрессивных детей быстрая, громкая речь, резкие, угловатые движения; мимика, поза и движения быстро меняются. В случае неудачи они обижаются, ломают поделки, рвут и пачкают рисунки других детей, отказываются выполнять задание, ссылаясь на его лёгкость («Да я это с закрытыми глазами соберу», «Да ну, это легко»), не проявляют заинтересованность в конечном результате («Мне неинтересно, что там получится», «Я не хочу собирать картинку, пусть другие собирают»), смеются над физическим несовершенством («Смешно, потому что хромает»), причинением вреда и ущерба («Он всех расстрелял и сказал: «Отдыхайте, ребята!») У них своеобразное чувство юмора: комическое они отождествляют с «грустным» («Смешно, как глухие руками разговаривают»), «жестоким» («Смешно, что у кошки нет хвоста»), «некрасивым» («Смешно, потому что  грязный свитер. Когда он спит, ему на голову надо поставить стакан воды, проснётся - прольёт всё на себя. Вот смешно-то будет...»)
Почему ребёнок так себя ведёт? Причин множество -из-за неудовлетворённого желания завладеть понравившейся игрушкой, получить престижную роль; ожидание наказания; желание самоутвердиться; агрессии окружающих — родителей, воспитателей, сверстников. Возможно, это защитная реакция на обстановку в семье — конфликтов родителей, завышенных или заниженных требований к ребёнку. Агрессивное поведение появляется и в том случае, если во взаимоотношениях с родителями нарушаются границы взаимопонимания, и воспитание начинает отклоняться от нормального.
К неблагополучным моделям семейного воспитания относятся:
Неприятие, то есть отсутствие любви со стороны родителей. При неприятии ребёнка глаза матери равнодушные, руки неласковые, жёсткие; голос раздражённый. Воспитание подменяется контролем и суровым наказанием. В формирующемся характере складываются черты неустойчивости, негативного отношения к взрослым. Ребёнок поступает вопреки их требованиям и советам. В одних случаях чертами характера становятся леность, необязательность, эгоизм, отсутствие привязанностей, в других случаях у детей постепенно формируется враждебность.
Гиперсоциальность. Жизнь ребёнка жёстко регламентирована, запрограммирована, формализована. Он живёт по режиму, дисциплинирован и исполнителен. Темперамент ребёнка подавляется, и в итоге формируется тревожно-мнительный характер, приводящий к психосоматическим заболеваниям и агрессивному поведению.
Эгоцентризм. Ребёнку навязывается мысль о том, что он представляет собой сверхценность, смысл жизни родителей. Ребёнок не приучен понимать других и считаться с их интересами, переносить ограничения, лишения. Он агрессивно воспринимает любые преграды, расторможен, испытывает трудности в поведении и общении.
Тревожность, мнительность родителей, их чрезмерная обеспокоенность здоровьем и благополучием своих детей. Ребёнок в этом случае начинает пасовать перед естественными трудностями, любая проблема в отношениях со сверстниками кажется ему нерешаемой. Как защитная реакция у него формируется агрессивное поведение.
«Ежовые рукавицы». При этой модели воспитания дети — подневольные, бесправные и безголосые существа. Им диктуют, им приказывают, на них срываются. Чуть что не так — ремень, угрозы и избиения. Такой ребёнок, не зная ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.
Воспитание «кронпринца». Часто культивируется в довольно обеспеченных, богатых семьях, члены которых имеют значительный вес в обществе и занимают в нём высокие посты и должности. Отдав самих себя карьере, родители лишены возможности общаться со своим ребёнком. Им трудно выкроить минутку, чтобы поиграть с малышом, узнать о том, что его беспокоит или что ему хочется. Поэтому недостаток своих чувств они обычно компенсируют искусственной родительской любовью - одаривая и задаривая малыша. «Кронпринц», взрослея, становится искажённым отражением своих родителей, неосознанно хочет властвовать над миром.
Противоречивое воспитание царит в семье, в которой родители, бабушки и дедушки руководствуются собственными методами воспитания, противоречащими друг другу. Как Лебедь, Рак и Щука, они тянут малыша в разные стороны. Разрываясь между всеми, ребёнок не понимает, кого нужно слушаться.
Непоследовательность. Встречается тогда, когда ребёнка воспитывали одним методом и вдруг из-за семейных обстоятельств (появление новорождённого, развод родителей) этот метод внезапно заменяется другим. Ребёнок никак не адаптируется к перемене воспитательного процесса и в результате начинает яростно протестовать.

 

 
  • Комментарии отсутствуют