Яндекс.Метрика

Из истории сигнализации на российском железнодорожном транспорте.

Из истории сигнализации на отечественном железнодорожном транспорте.
Сигнальный рожок
Одним из первых звуковых сигналов, использующихся на железных дорогах мира, стал' сигнальный рожок, В IX томе издания «Промышленность и техника» 1909 г, указано: «Вместе с,видимыми сигналами скоро оказались необходимыми так же звуковые. Отправление поездов, трогание с места отдельных локомотивов обусловило подачу далеко слышимого сигнала для безопасности служащих и пассажиров».

В России сигнальный рожок был введен в употребление на первых железных дорогах, они применялись при работе оптических телеграфов. Вот как описывает начальник Службы телеграфа Курско-Харьково-Орловской железной дороги К. А. Кайль сигналы Варшаво-Венской железной дороги: «У каждой сторожевой будки в расстоянии версты друг от друга были поставлены массивные 4-х саженные столбы с двумя железными кронштейнами на вершине, которыми подвешивались довольно объемные дубовые бочки, выкрашенные в желтый и красный цвет. Смотря по направлению движения поезда, вывешивался то один, то другой бочонок. Внимание будочников на подачу сигналов возбуждалось соседними сторожами при помощи больших охотничьих рожков».
В 1857 г. сигнальные рожки были введены на Петербурго-Варшавской железной дороге для оповещения о проследовании поезда мимо сторожевой будки оптического семафора приказом № 14 от 8 октября. Статья 1 приказа гласила: «Сторожа для подачи сигналов должны иметь при себе красный и зеленый флаги; ночью (то есть от заката до восхода солнца) и в туманную погоду - зажженный фонарь и всегда без исключения сигнальный рожок».
В положении о сигналах, действующйх в 1906 г. и уже обязательном для всех железных дорог России, рожки упоминаются в двух разделах. В разделе «Путевые сигналы» написано: «Духовые рожки, которыми снабжаются путевые, мостовые, барьерные сторожа и стрелочники, служат для извещения сторожей о предстоящем проходе поезда или паровоза и для вызова означенных служителей на линию. Продолжительный звук рожка означает свободный путь. Отрывистые, короткие и быстро следующие один за другим звуки рожка выражают тревогу и призыв на помощь». В разделе «Станционные сигналы» был предусмотрен § 32 - «Рожки у стрелочников», в котором говорилось: «Каждый стрелочник должен быть снабжен рожком. Протяжным звуком рожка стрелочник дает знать о приближении поезда к станции или об отходе поезда со станции. Кроме того, при маневрах на станции по переводе стрелки соответственно требованию, стрелочник дает знать рожком машинисту и составителю поезда условным сигналом о том, какой путь открыть».
В «Общих правилах по сигнализации на железных дорогах» 1924 г. духовые рожки упоминаются в главе «Сигналы оповещения». Способ употребления рожка указан в приложении к этой главе: «Пункт 30. Сигналы духовым рожком о приближении поезда к станции: а), по нечетному направлению -один протяжный звук рожка; б), по четному направлению - два протяжных звука рожка. Пункт 29. Сигналы тревоги: Ряд коротких, быстро следующих один за другим звуков гудка мастерских,, свистка наличных паровозов, рожков или ручных свистков или набатный звон станционного колокола».
Так же духовые рожки употреблялись и при маневровой работе. В главе «Стрелочные указатели и маневровые сигналы в пределах станции» в разделе «Ручные сигналы» указано: «Сигналами при маневрах заявляются требования:
а). «Двинуться трубою паровоза вперед»: днем - махание над головой зеленым флагом, а ночью - фонарем с зеленым или прозрачно-белым огнем и два протяжных звука ручным свистком или духовым рожком.
б). «Двинуться тендером вперед»: днем - махание у ног фонарем с зеленым или прозрачно-белым огнем и два протяжных звука ручным свистком или духовым рожком.
в). «Стой»: днем - махание по кругу красным или зеленым флагом, а ночью — махание по кругу фонарем с любым огнем или три отрывистых звука ручным свистком или духовым рожком.
г). «Тише»: днем - медленное качание вверх и вниз вытянутой рукой с зеленым флагом, а ночью с фонарем с прозрачно-белым огнем или два отрывистых звука ручным свистком или духовым рожком».
Те же самые функции остаются у сигнальных (духовых) рожков и в 1930-е гг. Это видно из «Инструкции по сигнализации на железных дорогах СССР», изданной в 1937 г. К середине 1960-х гг. применение сигнальных рожков сокращается. После 1977 г. порядок использования сигнальных рожков не менялся. Рожком подаются следующие сигналы; «Стой» -три коротких свистка, «Отправление поезда» - один длинный свисток. Сигнал может быть подан главным кондуктором, сигналистом или стрелочником по указанию дежурного по станции. Сигнал духовым рожком может быть заменен сигналом ручного свистка. Так же рожки продолжают использовать при подаче сигнала тревоги.
В «Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации» 2002 г. указано, что для подачи сигнала «Общая тревога» - повторяются один длинный и три коротких свистка сигнальным рожком, сигнала «Пожарная тревога»
- повторяются один длинный и два коротких свистка, сигнала «Воздушная тревога»
-  повторяются восемь коротких и один длинный свисток, сигнала «Радиоактивное заражение» - повторяются один длинный и один короткий свисток.

 

 
  • Комментарии отсутствуют