Яндекс.Метрика

Из истории белорусского зодчества

 Из истории белорусского зодчества
Развитие белорусской культуры проходило в сложных исторических условиях: с XIV в. территория современной Белоруссии, как и значительная часть Украины, была включена в Великое княжество Литовское, а с XVI в. вошла в Речь Посполитную, оставаясь в ее составе до конца XVIII в. В силу этих обстоятельств различные области связаны не только с русским, но и с восточноевропейским и в известной степени с западным средневековым искусством. В этом заключается одна из особенностей развития белорусского зодчества.
Белоруссия была местом, где в течение веков соединялись творческие силы многих народов. Такое творческое содружество в целом обогатило культуру этих народов. Поэтому изучение истории белорусского зодчества представляет значительный интерес для многих стран и народов.
Исследование архитектуры Белоруссии можно разделить на два основных периода: дооктябрьский и советский. Первый период больше связан с накоплением материалов различной научной ценности, преимущественно по уникальным памятникам зодчества. Второй период характеризуется глубоким и систематическим исследованием архитектуры, основанным на методологии. Советские ученые вводят в научный оборот обширный фактический материал, исследуют вопросы, которые ранее не изучались или получили неправильное толкование.
В литературе, изданной в дооктябрьский период, был собран и обобщен значительный материал по общей истории, экономике и этнографии Белоруссии. Вопросы архитектуры в этих работах не имеют самостоятельного характера. Частные наблюдения и выводы преимущественно по отдельным памятникам зодчества были использованы позже в работах советских авторов. Коренные вопросы развития белорусской архитектуры не ставились и не исследовались в  на уке.
Изучение белорусской архитектуры осложнялось тем, что на территории Белоруссии, входившей тогда в состав Северо-Западного края Российской империи, тесно переплетались исторические судьбы многих народов. Несмотря на господство русского самодержавия, здесь еще долго сохранялись тенденции польского национализма. Привычное теперь определение «белорусская архитектура» получило право научного гражданства только в советское время.
Первые работы советских ученых характеризуются расширением круга исследуемых памятников, накоплением фактического материала. Они сыграли положительную роль в привлечении к архитектуре Белоруссии внимания многих специалистов. Вместе с тем в публикациях того времени встречается немало неточностей, поспешных умозаключений.
Об исторической общности, родстве и непрерывающихся веками связях белорусской и русской культуры, в том числе и архитектуры, говорят работы многих исследователей (Н. Брунов, 1923-1926, 1928; Н. Воронин и Н. Хозеров, 1928-1929; С. Безсонов, 1939 и др.). Реконструкция церкви Евфросиньи в Полоцке, проведенная Н. Бруновым, воскресила древнейший памятник архитектуры на белорусской земле. Архитектурно-археологическое изучение памятников зодчества в послевоенные годы проводилось в Гродно, Минске, Бресте, Новогрудке, Полоцке, Пинске и других городах. Указывая на многочисленные связи архитектурных памятников древнего Гродно, Н. Воронин отмечает их ярко выраженные черты, выделяющие гродненскую школу в самостоятельную ветвь древнерусского зодчества .
За последние 25-60 лет в изучении архитектурного и градостроительного наследия Белоруссии было сделано значительно больше, чем в предыдущие годы. Это объясняется созданием научных и учебных центров по архитектуре и искусству. Увеличилось количество публикаций. Появились первые обобщающие работы (Ю. Егоров, 1954; М. Кацер, 1956; В. Чантурия, 1969). Исследование архитектурного наследия приобрело более планомерный и целенаправленный характер.
Научное направление по изучению и освоению архитектурного наследия в республике в настоящее время возглавляет кафедра теории и истории архитектуры-,Белорусского политехнического института. Работа ведется в контакте с Госстроем, Министерством культуры, Академией наук БССР, Белорусским республиканским обществом охраны памятников истории и культуры и другими организациями.
Изучение архитектурного наследия было связано с обмерами памятников зодчества, состоящих на государственном учете и под охраной. В число обследованных по поручению Госстроя Белоруссии памятников архитектуры вошли монументальные комплексы в Несвиже, Жирови-чах, Могилеве, Гомеле, Святске, деревянные храмы Полесья, усадебное и городское жилье в Клецке, Пинске, Хальче и многие другие объекты гражданского, замкового и культового строительства. Выполнено свыше 200 оригинальных обмерных чертежей - фасадов, планов, разрезов. Подавляющее их большинство исполнено впервые.
Затем выявлялись, фиксировались и исследовались другие постройки - архитектурные памятники, ранее упущенные исследователями. Эта работа, проводимая по заданию Министерства культуры БССР, позволила научно определить ряд забытых или неверно оцененных произведений архитектуры прошлого; по нашей рекомендации они были взяты на государственный учет. Среди них дом-крепость в Гайтюнишках, дворцы в Опсе, Германовичах, Леонполе, усадебные дома в Порозове, Заполье, храмы в Ишкольде, Миха-лишках, Гнезно, Тимковичах, деревянные звонницы-колокольни в Шерешеве, Муровано-Ошмянке, Нароче и др.Остановимся на отдельных памятниках архитектуры, обнаруженных и обследованных во время научных экспедиций за последние 10-55 лет.Известно, что в XVII—XVIII вв. в Белоруссии часто строились усадебные деревянные дома с усложненной планировочной схемой: в них имелись квадратные пристройки в углах или торцовых частях. Нередко эти пристройки получали самостоятельную шатровую крышу и тем самым зрительно уподоблялись башням. Таких пристроек, или алькежей, было четыре или две. Их происхождение идет от замковых башен XVI—XVII вв. Однако оборонительных функций алькежи не имели. По существу, они были дополнительными жилыми пристройками, которые придавали зданию своеобразный и внушительный вид.Усадебные дома с алькежами, столь интересные страницы истории архитектуры Белоруссии, известны нам главным образом по материалам литературных и архивных источников. Поэтому ценной нашей находкой является деревянный усадебный дом с двумя алькежами на окраине Поро-зова (Гродненская область). Дом построен во второй половине XVIII в. Архитектура барокко особенно видна в формообразовании крыши, фрагментах паркового фасада с тремя эркерами. Обращает на себя внимание искусная резьба по дереву (наличники, балясины, волюты). Усадебный дом в Порозове — один из последних примеров построек с алькежами, которые - здесь существуют лишь для обогащения композиции, являясь прощальной данью традициям построек прошлого.Другим памятником архитектуры конца XVIII в. является звонница-колокольня в Шерешеве. Как известно, небольшие постройки этого типа в прошлом имели широкое распространение. Однако лишь отдельные из них сохранились до наших дней. Звонницы ценятся за оригинальные конструктивные приемы и декор, которые достигли высокого технического и художественного уровня. Как и в простейших храмах, в звонницах использованы наиболее рациональные, проверенные жизнью экономичные строительные приемы, хорошо знакомые местным плотникам.
Звонница в Шерешеве имеет срубную конструкцию, с планом, близким к квадрату. Ее объем складывается из двух ярусов-этажей: нижнего в виде глухого сруба и верхнего в виде ажурной беседки столбовой конструкции. Каждый этаж звонницы покрыт четырехскатной крышей значительной высоты, благодаря чему композиция беседки кажется многоярусной.
В художественном отношении выделяется построение второго этажа, перекликающееся с приемами деревянной архитектуры XVII - первой половины XVIII в. в жилых и хозяйственных постройках. Столбы укреплены укосинами, имеющими снизу и сверху подрубы. Благодаря этому ''пара укосин получила очертание, близкое полуциркульной арке. В этом прослеживается влияние каменной архитектуры барокко на деревянное строительство.
В архитектурном наследии Белоруссии значительное место занимают костелы. Обследованный нами почти забытый костел в Ишкольде (Брестская область) является редкостным и прекраснейшим образцом готического храма конца XV- начала XVI в. Небольшой, с мягкими линиями, этот храм отличается утонченной скромностью. Фигурное обрамление главного фасада и криволинейные очертания угловых и боковых контрфорсов сообщают костелу пластичность, смягчающую монументальный облик постройки.
Храм в Чернавчицах (Брестская область) также является выдающимся памятником архитектуры второй половины XVI в. Особенно интересно в нем сводчатое перекрытие, декорированное скульптурными тягами с узорами. Характер оформления сводов восходит к приемам, свойственным искусству ренессанса. Это весьма существенно для истории архитектуры Белоруссии, так как до настоящего времени сохранились лишь единичные постройки с художественными формами эпохи ренессанса.
Известным «открытием» является костел в Михалишках (Гродненская область), построенный в стиле барокко К. Пенсом в 1653 г. Композиция его интерьера логична и проста, убранство представляется многометровой орнаментальной лепкой из бело-голубого стука. Декорация интерьера выполнена художником П. Перет-ти. В рисунках видны известные аналогии со скульптурной лепкой, исполненной тем же художником в выдающемся произведении барокко Литвы - соборе Петра и Павла в Вильнюсе (1668-1676).
В результате проводимых исследований появилась возможность дополнить характерными памятниками отдельные этапы исторического развития архитектуры в Белоруссии. Отныне стало очевидным, что в архитектурно-художественном наследии республики есть не только памятники
времени Древней Руси, эпохи барокко или классицизма, но и своеобразные сооружения готики и ренессанса. Это очень существенно, так как до недавнего времени считалось, что готика и ренессанс для Белоруссии были не свойственны. Так наши исследования, подкрепленные сохранившимися архитектурными объектами, подтвердили неправомочность подобного утверждения. Отныне история архитектуры Белоруссии прослеживается как целостный, непрерывающийся процесс, в котором все звенья представлены монументальными высокохудожественными произведениями зодчества.
В основу периодизации истории архитектуры Белоруссии дооктябрьского периода нами положены важнейшие этапы социально-экономического развития страны, для которых характерно было преобладание определенных стилевых архитектурных признаков.
Первый этап - это архитектура эпохи первобытнообщинного строя (с древнейших времен до IX в.); второй - архитектура во времена древнерусского государства (IX-XI вв.); третий - архитектура периода феодальной раздробленности (XII-XIII вв.); четвертый - архитектура периода формирования белорусской народности (XIV - первая половина XVII в.); пятый - архитектура периода господства феодально-барщинной системы (вторая половина XVII-XVIII в.); шестой - архитектура периода разложения феодально-крепостнических отношений и зарождения капитализма (конец XVIII - первая половина XIX в.); седьмой - архитектура периода капитализма (вторая половина XIX- начало XX в.).
Принятая периодизация определяет главные и наиболее характерные моменты развития белорусской архитектуры, связанные с развитием социально-экономических формаций общества и политической жизнью страны.
До IX в. развитие архитектуры на территории будущей Белоруссии в основном протекало в условиях доклассового общества, хотя зачатки классовых отношений возникли уже в I тысячелетии н. э. Определяющим для этого периода было простейшее жилище земляночного, полуземляночного и надземного типа. Сосредоточивалось оно в селищах и укрепленных поселениях - городищах. Таких городищ на белорусской земле насчитывают многие сотни.
Монументальная архитектура, которая находилась на одной из первых ступеней своего развития, представлена погребальными сооружениями (курганами) и языческими храмами. Хотя археологические раскопки еще не представляют науке достаточно материала для раскрытия характера всех типов построек, сооруженных до IX в., однако совершенно очевидно, что общее развитие культуры этой эпохи непосредственно предопределило развитие зодчества на белорусской земле в период Древней Руси и в последующее время. В IX-XI вв. территория современной Белоруссии вошла в состав западных земель древнерусского государства. Этот период характеризуется развитием феодальных отношений, принятием христианства, расцветом всех областей культуры. Появляются новые типы сооружений: княжеские хоромы, церкви, монастыри и др. Возникают и быстро растут многочисленные города, окруженные крепостными укреплениями. Зодчие Древней Руси заложили основы градостроительства и монументальной каменной архитектуры на территории Белоруссии. Лучшие памятники этого периода заняли выдающееся место в сокровищнице мировой культуры (например, Софийский собор в Полоцке, XI в.). Через свои западные земли древнерусское государство оказывало культурное влияние на Польшу и Восточную Прибалтику.
В XII-XIII вв., в период феодальной раздробленности, на территории Белоруссии возникает несколько удельных княжеств, независимых от былой столицы - Киева. Наступает время политических и экономических столкновений, княжеских междоусобиц и войн. Продолжается дальнейшее развитие феодальных отношений, расширяются ремесла и торговля, что способствует новому росту городов. Для этого времени характерно глубокое выражение самостоятельной культуры каждого княжества на местной народной основе. Дальнейшее развитие получают уже известные с IX-XI вв. типы построек. Базируясь на многих традициях зодчества предшествующих столетий, они приобретают местные характерные особенности. Например, пол из разноцветных керамических плиток в гродненской Нижней церкви (XII в.) в целом напоминает крестьянскую подстилку, вытканную с элементами народного узорочья. Монументальные памятники архитектуры XII-XIII вв. в Полоцке (Спасо-Евфросиньевский собор, XII в.), Витебске (Благовещенская церковь, XII в.), Гродно (Борисоглебская, или Коложская, церковь, XII в.), Каменце (Белая вежа, XIII в.) и других городах - переосмысленные образцы древнерусского зодчества. По своему художественному и техническому уровню они стоят в ряду лучших памятников архитектуры других областей Руси.
В XIV - первой половине XVII в. формируется белорусская народность. Этот процесс проходил в сложных исторических условиях, в обстановке возрастающего феодального и национального гнета. В результате роста экономических отношений укреплялись культурные связи между городами и отдельными районами, что создало предпосылки для формирования общебелорусской культуры. Развившаяся на основе высокой для того времени древнерусской культуры белорусская культура оказала большое влияние на Великое княжество Литовское.
На белорусском языке в нем велось государственное делопроизводство и судопроизводство, писались статуты, грамоты, сеймовые постановления, летописи и хроники, а также художественные и церковные произведения.
Ожесточенная социальная и национальная борьба, как и частые войны, происходившие на территории Белоруссии, повлияли на развитие градостроительства и архитектуры. Большое внимание уделялось строительству развитых городских укреплений, крепостей, замков и оборонных храмов. Сохранившиеся памятники зодчества этого периода имеют характерные черты готики, ренессанса и раннего барокко.
Выдающимся произведением белорусского зодчества XVI в. является замок в Мире. В его архитектуре нашла прямое отражение эпоха феодализма: за мощными стенами и башнями, способными защищать владельца от неприятеля, стоял богатый дворец - резиденция магната. Воплощенный в камне и кирпиче, расположенный в стороне от поселения, замок своей монументальностью и неприступностью олицетворял силу и неограниченную власть феодала. С трех сторон он был окружен рвами и земляными валами с бастионами, с четвертой (южной) стороны прикрывался водоемом.
План замка представляет собой перекошенный четырехугольник, близкий к квадрату, образованный крепостными стенами. По углам, выступая за периметры стен, стоят четыре башни. Пятая башня - главная, с аркой въезда, находится в середине западной стены и обращена к поселению. За стенами, возвышаясь над ними, располагается дворец.
Достопримечательность замка - башни. Они возвышаются над стенами, неся богатый, разнообразный декор в виде ниш и орнаментных поясов. Такой прием обработки фасадов получил широкое распространение в белорусской архитектуре в XV-XVI вв. Ниши, тяги, пояса белились, что в сочетании с красным кирпичным полем стен и башен придавало замку большую художественную выразительность.
Культовая архитектура наиболее полно представляется храмами оборонного типа в Сынковичах и Маломожейкове (Гродненская область). Для них характерны компактный массивный объем с высокой щипцовой крышей и наличие четырех или двух угловых башен с бойницами. Особенностью построения подобных укреплений храмов является четкое разделение внутри фортификационной части и культовой. При этом как
снаружи, так и внутри построек целостность архитектурной композиции не нарушается.
Древнейшим оборонным храмом в Белоруссии является Сынковичская церковь. Наиболее вероятным временем ее строительства можно считать конец XV - начало XVI в. Система оборонных устройств церкви, массивные стены, башни и помещение над сводами с бойницами сближают ее с небольшим замком.
Фронтоны церкви, составляющие большую часть торцевых фасадов, изрезаны многочисленными декоративными нишами, которые снимают впечатление тяжеловесности стен. Подобный прием украшения стен был весьма распростра ненным в белорусском зодчестве.
В архитектуре церкви видны отдельные формы и детали романского и готического происхождения. К первым можно отнести аркатурный поясок, охватывающий апсиды и круглые башни. Ко вторым - стрельчатые арки проемов, высокую крышу с острым щипцом, применение звездчатого свода в правой апсиде. Так, своеобразие церкви в Сынковичах отражено в ее объемном построении и отдельных архитектурных деталях.
Специфика развития белорусской архитектуры этого периода, как уже говорилось, заключается в том, что она в силу сложившейся исторической обстановки находилась в контакте как с русским, так и с восточноевропейским и отчасти с западным средневековым искусством.
В XVI в. в тесной связи с социально-экономическим и политическим развитием страны начали распространяться гуманистические и реформаторские идеи, приведшие к утверждению в архитектуре принципов искусства Возрождения. Наряду с готикой наблюдается проникновение на белорусскую землю, главным образом через Вильнюс, сначала элементов ренессанса, а затем барокко. Сохранившийся с некоторыми перестройками храм в Сморгоне (Гродненская область) вобрал в себя характерные черты этой архитектуры — центричность композиции, аттик и др. Храм отличается суровой простотой, достигнутой монолитностью объема. Декоративный замысел выражен богатым аттиком, который первоначально прикрывал купол. Круглая башня у западного фасада напоминает башни церквей оборонного типа, что является любопытной чертой местных архитектурных традиций.Агрессивные действия католиков против реформаторов вызвали у последних необходимость укреплять храмы. В систему обороны иногда включались высокие земляные валы или крепостные стены с башнями. Преображенская церковь в Заславле (1557) под Минском - пример подобного типа храма. Церковь в виде компактного параллелепипеда без апсид перекрыта щипцовой крышей. С западной стороны к ней примыкает 30-метровая башня, в основании квадратная, а в последующих ярусах восьмигранная (башня построена позже, очевидно, в XVII в.). Основной объем церкви, расчлененный пилястрами, в верхней своей части представлен аттиком, который украшен деталями, напоминающими триглифы.Со второй половины XVI в. возрастает стремление народных масс Белоруссии и Украины к воссоединению с Россией. Народные волнения расшатывали устои Литовского княжества. Во время Ливонской войны обнаружилось, что литовским магнатам уже не хватает силы, чтобы удержать в повиновении народные массы. В связи с этим в обстановке внутриполитического кризиса магнатами была подписана в Люблине в 1569 г. уния об объединении Литвы с Польшей в одно государство - Речь Посполитую. С этого времени, и особенно в XVII и XVIII вв., отмечается наплыв в Белоруссию польских магнатов и католического духовенства. Приглашенные ими из Италии и других стран Западной Европы архитекторы сооружали великолепные дворцы, монументальные монастырские комплексы и костелы. В многочисленных постройках этого вида наивысшего расцвета достигла архитектура барокко. Этот стиль в Белоруссии получил своеобразную трактовку, определившуюся местными условиями. Свои индивидуальные особенности сложились в деревянном строительстве в городах и селах. Особенно ярко они проявились в народном зодчестве, имевшем меньшую связь с общим стилистическим направлением в архитектуре.Среди типов городского жилья выделялись дома с арочной или столбовой галереей по фасаду. Они принадлежали торгово-ремесленной части населения и были близки по структуре к некоторым жилым домам в польских и литовских городах. Хотя этот тип жилья с общим экономическим упадком городов и сокращением торговли в XVIII в. почти исчез, в местечках он продолжалразвиваться в виде деревянных домов с навесом у торцового фасада (Ивье, Трабы). Своеобразная композиция фасадов подобных домов играла заметную роль в архитектурно-художественном облике населенных мест. Галереи разнообразных типов сохранились и в хозяйственных постройках, видоизмененные в соответствии с их утилитарным назначением.Показательным образцом деревянного зодчества является двухэтажная постройка середины XVII в. во дворе бригитского монастыря. Все конструкции дома связаны между собой только деревянными врубками и нагелями, детали просты, но вместе с тем выразительны. Галереи подражают формам каменного барочного строительства, рисуя арки, близкие циркульным кривым. Высокая культура исполнения всех элементов постройки свидетельствует о мастерстве белорусских плотников.Разнообразие белорусских деревянных церквей сводится к трем основным типам: храмы одно-срубные (церковь Георгиевская в Жировичах), трехсрубные с глубинно-пространственной композицией (церковь Михайловская в Слуцке) и пятисрубные с пирамидально-центрической композицией (церковь Николаевская в Кажан-Го-родке). Компактным геометрическим объемам срубов, обшитых досками, соответствовали большие плоскости стен и прямые линии профилей (карнизы, тяги, пояса). Нарядность церквей достигалась за счет выразительного силуэта венчающей части, тогда как обработка фасадов была весьма сдержанной.Среди многих достижений белорусского искусства этого периода выделяются резьба по дереву, производство керамики и художественных изразцов. Не случайно в Москву и другие русские города приглашались белорусские мастера для выполнения больших государственных и частных заказов. Особенно много белорусов переселилось в Россию во второй половине XVII в. в связи с жестокостью феодального и национального гнета в Белоруссии. В Москве в 1672 г. была даже создана особая Мещанская слобода, в которой проживали ремесленники, торговцы и другой люд, приезжавший из Белоруссии. Многие белорусские мастера работали над изготовлением различных высокохудожественных изделий для Золотой, Серебряной и Оружейной палат царского дворца в Московском Кремле.Белорусские мастера привнесли в Россию технику изготовления рельефных многоцветных изразцов. Такими изразцами были отделаны собор Ново-Иерусалимского монастыря в Истре (1656-1685), теремок Крутицкого подворья в Москве (1694), покои Московского Кремлевского теремного дворца (конец XVII в.), Покровский собор (1674) в Москве, в Измайлове и др.

На строительстве в Ново-Иерусалимском монастыре белорусские мастера наладили производство многокрасочных изразцов для убранства фасадов и интерьера собора, занимались художественной резьбой по дереву. Возглавлял эти работы белорусский мастер Петр Заборский, прославившийся своим искусством во многих ремеслах. На могильной плите, поставленной в 1655 г. после его смерти, сказано, что Заборский был «золотых, серебряных и медных, ценинных и всяких рукодельных хитростей изрядный ремесленный изыскатель» (Л. С. Абецедарский, 1957).
В Николаевской церкви (1669) в Могилеве отмечается известное единство в художественном убранстве фасадов и интерьера, которое прежде всего выражено резным иконостасом. Деревянный иконостас высотой около 20 м по тонкости исполнения и сложности форм является выдающимся произведением белорусских мастеров. По своему построению (ярусность), формам (деревянные колонки, покрытые орнаментальной резьбой виноградных лоз — излюбленный мотив барокко) и характеру резьбы он близок к иконостасу Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве.
Монументальные памятники барокко являются наиболее многочисленными интересными объектами в сохранившемся архитектурном наследии Белоруссии. Достаточно указать на дворцовые ансамбли в Несвиже, Ружанах, Голыпанах, храмы и монастырские комплексы в Гродно, Жировичах, Могилеве, Слониме и др.
Сложный архитектурный комплекс представляет собой замок Радзивиллов в Несвиже, подвергшийся за свою многовековую историю значительным изменениям. Из оборонного замка, заложенного Я. М. Бернардони в конце XVI в., с мощными фортификационными устройствами,
он постепенно превратился в обширный дворцовый ансамбль. В его архитектуре можно встретить элементы, свойственные и готике, и ренессансу, и барокко, и даже классицизму. Многоэтапность строительства и отсутствие единого первоначального проекта привели к несогласованности отдельных его частей. Тем не менее в планировке и объемном построении комплекса заметна тенденция к симметрии. Башня с аркой въезда во внутренний двор и центральный корпус располагаются почти на одной оси, ярко выраженной и единственной в ансамбле.
Центральный корпус, перестроенный в середине XVIII в., выделяется своим архитектурно-художественным решением. Он очень пластичен благодаря применению пилястр, рельефной декорации, скульптурных заставок. Особенно обильна лепка высокого фронтона.
Башня с аркой въезда в замок вынесена вперед к мосту через ров и решена в виде брамы (парадных врат), характерной для белорусского зодчества. Арка переходит в тоннель, который прорезает насыпной вал, и выходит во двор напротив центрального корпуса ансамбля. Такой прием создал интересную перспективу. Живописный вид открывается на замок и с дальных точек обзора: он воспринимается как сложное сооружение, поставленное на высокий земляной стилобат среди воды и зелени парка. Строгий силуэт ансамбля подчеркивается высокими башнями и башенками.
Крупным и интересным сооружением является дворцовый ансамбль в Ружанах (Брестская область), сильно разрушенный в первую мировую войну. Его строительство велось многие годы, а переустройство в 80-х годах XVIII в. связано с именем Я.Беккера, придворного архитектора магната Сапеги.
Дворцовый ансамбль, прекрасно cкомпанованный в живописный пейзаж, расположился на высоком холме над поселением. В пространстве обширного парадного двора основное место занято центральным корпусом, где были сосредоточены зал, вестибюль и парадная лестница. Усиливающиеся к центру декоративные украшения подчеркивают главенствующее значение его средней части, а применение спаренных колонн еще больше увеличивает пластику фасада. Окна дворца богато оформлены, скульптурные детали исполнены великолепно.
Главные въездные ворота представляют триумфальную арку. Они имеют один центральный проезд арочного очертания и два боковых прохода. Нижняя часть ворот покрыта рустом, украшена картушем и гирляндами, вырезанными из мореного дуба. Дерево использовано и при строительстве ажурной аркатуры, объединяющей основной объем дворца с другими корпусами.
Во второй половине XVIII в. Речь Посполитая находилась в состоянии экономического кризиса. Раздираемая классовыми и национальными противоречиями, она оставалась страной отсталой и слабой. Воссоединение Белоруссии с Россией (1772-1795) было крутым поворотом в исторических судьбах белорусского народа. Это событие оказало большое влияние на подъем экономики, дальнейшее развитие культуры Белоруссии: она получила возможность мирно развиваться, была включена в общероссийский рынок, проводила крупные строительные мероприятия. Все это непосредственно или косвенно воздействовало и на развитие архитектуры. Градостроительство вошло в русло государственной политики. Началось массовое переустройство белорусских городов, ансамблевая застройка и благоустройство их центров. В архитектуре новые прогрессивные устремления определили пересмотр прежних художественных принципов. На смену стилю барокко приходит классицизм, достигший наивысшего расцвета в первой трети XIX в. Плодотворное влияние русского зодчества обусловило рост архитектурного творчества в Белоруссии.
Выдающимися памятниками архитектуры классицизма в Белоруссии являются дворцы в Гомеле, Жиличах (Могилевская область), Снове (Брестская область), соборы Иосифа в Могилеве, Петра и Павла в Гомеле и др.
Архитектура классики оказала сильное влияние и на развитие художественных форм деревянного зодчества. Ордер был приспособлен к дереву — наиболее распространенному материалу как в сельских местностях, так и в городах Белоруссии. В связи с этим изменились пропорции ордера и допускалась импровизация его отдельных элементов. Свободная интерпретация канонов классики и народные художественные традиции в деревянных постройках придавали их архитектуре своеобразие (усадебный дом в Радзивиллимонтах, Минская область, 1780).
Таковы основные вехи развития белорусского зодчества до середины XIX в. Древнейшие постройки Полоцка, Витебска и Гродно, монументальные крепости и замки Новогрудка, Лиды, Крево и Мира, величественные и неприступные храмы-крепости в Сынковичах и Маломожейкове, живописные деревянные церкви Полесья, оригинальные соборы Могилева, великолепные дворцы в Ружанах и Гомеле предстают перед нами как произведения высокого художественного и строительного мастерства.
В истории архитектуры прослеживаются пути взаимообогащения культур братских народов и прежде всего благотворное влияние родственной русской культуры. В белорусской архитектуре и градостроительстве видны многие принципы, идущие от архитектуры древнерусского государства. Вместе с тем им не чуждо и западноевропейское зодчество, прогрессивные приемы которого переосмыслялись и осваивались применительно к местным условиям. Однако при всем этом белорусская архитектура имеет свое национальное своеобразие в решении как функциональных, так и эстетических задач, что нашло отражение в общности строительных и художественных приемов народного зодчества. И это вполне закономерно, поскольку главным источником поступательного развития архитектуры всегда оставались развивающиеся традиции народной культуры во всей их совокупности.
Выдающиеся памятники архитектурного наследия белорусского народа могут быть одним из источников вдохновения для современных мастеров этого прекрасного и вечно живого искусства.
 

Примечание:

Аркатура - ряд глухих арочек, служащих для украшения стены.
Апсида - полукруглая или многоугольная выступающая часть здания, имеющая собственное перекрытие.
Аттик - стенка, расположенная над карнизом, венчающим сооружение. Иногда завершает этап (аттиковый этап).
Балясины - фигурные столбики в ограждении, например балкона.
Волюта - орнамент, скульптурное украшение с «глазком» в центре; характерная часть капители ионической колонны.
Картуж - лепное или резное украшение в виде не совсем развернутого свитка или щита, обрамленного завитками, на котором помещаются надписи, эмблемы, гербы, маски и т. п.
Контрфорс - вертикальный выступ стены, увеличивающий устойчивость здания.
Ордер - определенная художественная система сто-ечно-балочной конструкции, разработанная в Древней Греции. Различают несколько ордеров: дорический, ионический, коринфский, тосканский и др.
Пилястра - выступ в стене в виде части встроенного в
нее столба, сделанного в форме колонны того или иного ордера.
Руст - грубо отесанный камень или камень с выпуклой лицевой поверхностью, употребляемый при кладке, облицовке стен здания и облицовке в штукатурке.
Стилобат - верхняя часть (обычно ступенчатого) основания здания, на котором стоит одна или несколько колонн.
Стук - материал лепных и отделочных работ, имитация природного мрамора. Приготовляется из смеси гипса, мраморной крошки и клея.
Триглиф - прямоугольная, снабженная вертикальными врезками каменная плита. В чередовании с пустыми промежутками триглиф образует фриз дорического ордера.
Тяга - горизонтальный профилированный выступ, межэтажные карнизы.
Фронтон-завершение фасада здания чаще всего в виде треугольника, ограниченного сверху крышей, снизу— горизонтальным карнизом.
Эркер - выступающая объемная часть стены. Эркеры бывают круглые, многогранные и прямоугольного сечения. Они могут проходить через несколько этажей и освещаться окнами.
 

 
  • Комментарии отсутствуют