Яндекс.Метрика

Гетеборг

На площади у городской ратуши возвышается памятник шведскому королю Густаву II Адольфу - основателю Гётеборга. По его указу в устье реки Гета в 1621 г. заложили город, который должен был, по мысли короля, стать морскими воротами на запад.
Густав II пригласил застраивать город голландских специалистов. В то время они считались лучшими градостроителями. Работа мастеров из Голландии запечатлелась в облике города на века. Именно по их проектам в Гётеборге создавались каналы, и на берегах каналов строились здания. В то время по каналам небольшие парусные суда подходили прямо к складским помещениям. Со временем каналы потеряли свое первоначальное назначение, поскольку для крупных морских пароходов они стали малы.
Выбор Густава II оказался удачным. Гётеборг быстро превратился в главный порт Швеции, а со временем стал центром рыболовства, судостроения и затем крупным промышленным городом.
Ныне Гётеборг-второй после Стокгольма город Швеции. Здесь имеют свои заводы такие крупнейшие компании мирового значения, как автомобильная «Вольво», шарикоподшипниковая СКФ. Но значение Гётеборга как морского города не только не уменьши* лось-оно возрастает.
Швеция вышла на второе место в мире по судостроению, и более половины построенных в стране судов по тоннажу сходит со стапелей Гётеборга. На порт Гётеборга приходится треть всех экспортируемых из страны товаров и четверть ее импорта. Более того, Гётеборг теперь-не только морские ворота Швеции, но и главный морской порт Северной Европы.
Основные портовые сооружения расположены на правой стороне реки Гета, и, чтобы попасть туда из центра города, нужно пересечь Гету по высокому подвесному мосту Ельвсборг. Первое, что сверху бросается в глаза,- это множество судовых мачт у причалов. А ниже по реке слышен стук молотов, искрится электросварка-там строят новые суда.
До реконструкции порта суда здесь загружались традиционным способом; грузчики различными грузами в мелкой упаковке заполняли трюмы, причем каждый корабль загружался и разгружался по нескольку дней. Теперь мелкие грузы стали предварительно упаковывать в стандартные контейнеры, нередко прямо на предприятии, где изготовляют отправляемую продукцию, и доставлять контейнеры по железной дороге или на автомашинах в порт. Там специальные краны ставят их на борт судна. И далее после прибытия груза в порт назначения его доставляют в том же контейнере сухопутным транспортом к заказчику. Такой метод доставки получил наименование «от двери к двери».
Новый метод обработки ускорил доставку грузов, повысил их сохранность, позволил резко сократить численность обслуживающего персонала в портах. Кроме того, выяснилось, что контейнерные перевозки дают наибольший экономический эффект только в случае их массовости. А это привело к выделению головных портов, обслуживающих большой регион. На севере Европы таким портом стал Гётеборг.
До начала реконструкции, более двадцати лет назад, когда грузы в порту перерабатывались традиционным путем, здесь работало 2 тыс. грузчиков и 300 водителей кранов. Порт перерабатывал в то время 2,5-3 млн. т сухихг рузов в год. После перехода на контейнерные перевозки 800 рабочих и 155 водителей стали перерабатьюать 5-6 млн. т сухих грузов ежегодно. Кроме того, порт принимает в год 17 млн. т нефти.
В Гётеборге обрабатываются крупные суда, предназначенные для дальних перевозок. А из Гётеборга меньшие суда развозят контейнеры в ближайшие порты: Стокгольм, Копенгаген, Осло, Хельсинки. Контейнеры акже отправляются из Гётеборга к месту назначения поездами и автомобилями.
Далеко в море выдвинут причал для танкеров. У входа в гавань расположена группа ютровов. К одному из них, острову Хьяргхольмен, проложена через систему мостов, соединяющих острова и материк, шоссейная юрога и нефтепроводы и в нескольких десятках метров от Хьяртхольмена сооружен причал. Сначала туда подходили танкеры водоизмещением до 100 тыс. т. Позже стали разгружаться и двухсоттысячные гиганты.
Из нефтяной гавани часть нефти мелкими танкерами развозится по побережью в Скандинавские страны. Кроме того, на окраине Гётеборга работают два нефтеперегонных завода, и продукты нефтепереработки также эазвозятся морским и сухопутным путем в трилегающие районы.
Таким образом, внедрение контейнеров, а гакже строительство гигантских нефтевозов тородили необходимость создания высокоавтоматизированных базовых портов, каждый яз которых обслуживает крупный географический район.
Между этими базовыми портами, расположенными в различных районах планеты, установились линии контейнерных перевозок. Так, с 1967 г. Гётеборг связан двумя контейнерными линиями с портами восточного побережья США, а с 1969 г.- с западным побережьем. Кроме того, контейнеровозы идут в Лондон, Роттердам, Гамбург, в некоторые другие порты Европы, а также на Дальний Восток. Суда-контейнеровозы отправляются из портов в определенные дни недели в установленные часы. Время, проводимое судами в портах, резко сократилось. Теперь Гётеборг посещает около 50 тыс. судов ежегодно.
Гётеборг, как и прежде, остается крупным портом по пассажирским перевозкам. Регулярно суда отправляются в датский порт Фредериксхавен, в западногерманские Киль и Гамбург, в английские Хал и Лондон.
Недалеко от порта находятся верфи судостроительных компаний. Одна из них - «Ге-таверкен»-самая крупная в Европе и четвертая в мире. Она сооружает супертанкеры.
Около 250 различных судов общим водоизмещением 1,5 млн. т имеют на своем борту слово Гётеборг, которое означает порт приписки. Это-30% по тоннажу всего шведского торгового флота.
На одном из таких судов - «Стена Дани-ка» - поздним вечером мы погрузились в Гётеборгской пристани. Отдав концы, «Стена Даника» медленно прошел среди стоявших у причалов пассажирских и грузовых судов, под металлической аркой моста Ельвсборг. И уже набирая скорость, оставил справа искрящиеся сваркой остовы строящихся морских великанов, остров-крепость Ельвсборг, другие острова архипелага, расположенного у входа в гавань.
За островами открылась чистая вода. «Стена Даника» взял курс на Фредериксхавен. А навстречу нам шли, торопясь в Гётеборг, крупные танкеры и контейнеровозы, суда каботажного плавания. Из многих стран и городов тянутся их пути в главный порт Северной Европы.

 
  • Комментарии отсутствуют