Яндекс.Метрика

Загадка туркменского Алтын-депе

Загадка туркменского Алтын-депе

От этого холма, расположенного на юге Туркмении, в нескольких километрах от Таджена, у селения Меана, никаких сюрпризов не ждали. Не ждали потому, что за прошедшие годы были уже раскопаны и изучены многие подобные же депе (по-туркменски- «холм»), возникшие 4-7 тыс. лет назад на месте поселений древних земледельцев. Казалось естественным, что и этот холм, Алтын-депе, даст примерно тот же комплекс находок, что и знакомые уже археологам Намазга и Кара-депе, Геоксюр и Хапуз. Но Алтын оказался необычным поселением, и его изучение дало поистине сенсационные результаты.
Раскопки,  которые велись в Туркменистане с 1965 г. под руководством ленинградского археолога В. М. Массона, показали, что Алтын-депе был не обычным поселением древних земледельцев южного Туркменистана, а древнейшим городом древнейшей цивилизации на территории бывшего СССР; что в Алтыне древнеземледельческая культура достигла наивысшего расцвета (в частности, именно здесь был сооружен древнейший культовый комплекс); что, наконец, история этого замечательного города- яркий пример того, как совершался переход от последней фазы первобытнообщинного строя к первому этапу раннеклассового общества.
Когда же возник и долго ли существовал этот город на территории современного Туркменистана? Кто в нем жил? Чем занимались его обитатели? В чем причина запустения Алтына?
Алтын- депе расположен в подгорной полосе Копет- Дага; климат здесь континентальный, засушливый (за год выпадает всего около 200 мм осадков); почвы - сероземы; растительность - сухая степь. За последние 6-8 тыс. лет природные условия не претерпели здесь серьезных изменений. Раскопки дали возможность установить, что возник Алтын, видимо, в конце V - начале IV тысячелетия до н.э., в эпоху меднокаменного века (энеолита), но расцвет города приходится на эпоху бронзы, на конец III-начало II тысячелетия до н.э. Запустел Алтын в XVII в. до н.э., причем именно запустел, а не погиб внезапно в результате какой-то катастрофы. Вот на месте этого города и образовался огромный холм, поднимающийся ныне на 22 м над окружающей равниной.
Мы знаем, когда запустел Алтын, но не знаем, почему он запустел. Да это и не удивительно: к настоящему времени раскопана лишь незначительная часть гигантского холма. Но уже сейчас нам многое известно об этом городе и его обитателях.
Во времена своего наивысшего расцвета Алтын занимал обширную по тем временам площадь в 46 га и был окружен оборонительной стеной с примитивными башнями. Именно в эту эпоху, на рубеже III-II тысячелетия до н.э., поселение постепенно превращается в город. Об этом убедительно свидетельствует его планировка. Дело в том, что прежде ни Алтын, ни другие поселения древних земледельцев четкой планировки не имели и представляли собой хаотические скопления так называемых домов-массивов, разделенных узкими (1-1,5 м) проулками. Каждый дом-массив состоял из нескольких пристроенных друг к другу жилых и хозяйственных помещений, причем со временем количество помещений возрастало (или уменьшалось), как и количество домов-массивов, образующих в целом некое бесструктурное множество. Все эти сооружения возводились из сырцового кирпича.
Совсем не то в позднем Алтыне: город имел уже вполне определенную и довольно четкую структуру. В центре его была площадь, на востоке- монументальный культовый комплекс, на севере - «квартал ремесленников», резко контрастирующий с «кварталом знати», расположенным в районе культовых зданий.
Большой интерес представляет открытие «квартала ремесленников». Уже само по себе его существование говорит о далеко зашедшем разделении труда, об отделении ремесла от сельского хозяйства, о значительной имущественной дифференциации среди алтынцев, о зарождении классов и классовых отношений.
Квартал ремесленников- керамистов занимал почти 2 га и состоял из тех самых домов-массивов, о которых мы уже говорили. В каждом из них был дворик, кухня, несколько жилых комнат и хозяйственных помещений. В таком доме-массиве (своего рода общей квартире) жило несколько семей: у каждой было по одной жилой комнате с хозяйственной пристройкой, и все они пользовались общей кухней. В среднем на одну семью приходилось по 27 кв. м жилой и хозяйственной площади.
Тут же, среди жилых помещений, находились и гончарные печи (их раскопано более 20); большинство из них были двухъярусными, весьма совершенной конструкции. Ученые подсчитали, что ремесленники Алтына производили такое количество посуды, которой хватало не только для всего населения города, но еще оставалось и для вывоза за его пределы, что, кстати, говорит о развитом обмене с соседними общинами.
Совсем по-иному выглядел «квартал знати»: планировка- четкая, каждая семья имела своего рода отдельную квартиру площадью 70-80 кв. м; а площадь отдельно стоящего дома (археологи назвали его «домом вождя») достигала 100 кв. м Жилые помещения в этом квартале были отлично оштукатурены; тут же обнаружены и богатые погребения (у керамистов они до удивления бедные). Видимо, в этих больших домах жила светская и духовная аристократия города, уже выделившаяся из массы общинников.
Весьма впечатляюще выглядел культовый комплекс, как бы символизирующий рождение нового общества с новой идеологией. Прежде население верило в некое женское божество, богиню плодородия, теперь же небесным повелителем города стал бог луны, оттеснивший богиню плодородия на второй план. Видимо, в честь бога луны и был воздвигнут четырехступенчатый храм высотой в 12 м, напоминающий по форме шумерские зиккураты. Тут же были раскопаны погребальные помещения с большим числом скелетов и разнообразными заупокойными дарами.
Изучение найденных скелетов антропологами показало, что алтынцы были европеоидами, принадлежали к восточно- средиземно- морской расе и по внешнему виду напоминали современных туркмен.
В основе хозяйства алтынцев лежало орошаемое земледелие и отгонное степное скотоводство. Алтынцы сеяли пшеницу, ячмень, рожь, нут (из семейства бобовых), возделывали виноград. Сельскохозяйственные орудия вначале изготовлялись из камня, в позднем периоде - из бронзы. Среди домашних животных преобладали овцы и козы; разводили также крупный рогатый скот, свиней и верблюдов; имели алтынцы и собак. Как тягловое животное алтынцы использовали верблюда, о чем свидетельствуют глиняные модели повозок с изображением впряженных в них верблюдов.
Немалую роль продолжала играть охота на куланов, джейранов и безоаровых козлов; последние в то время обитали не только в горах, как теперь, но и в предгорьях. Интересно, что в «квартале знати» чаще встречаются кости крупного рогатого скота, а в «квартале ремесленников»- кости куланов и джейранов. Вероятно, ремесленники, не имеющие уже достаточного количества домашнего скота, вынуждены были пополнять свой мясной рацион охотой.
Самыми важными ремеслами у алтынцев были гончарное дело и металлургия. Для материальной культуры этого города - в период его расцвета - характерна поразительная стандартизация изделий. Особенно это заметно на глиняной посуде, которая в это время вся изготавливалась на гончарном круге. Алтынские мастера выпускали 25 типов сосудов, и сосуды одного типа практически не отличимые друг от друга.
Ремесленники снабжали своих сограждан оружием и орудиями труда, выделывали бронзовые зеркала и булавки, серебряные жезлы (знаки власти?) и очень красивые печати из камня, бронзы и серебра. Для получения бронзы алтынцы добавляли в медь не олово (его, видимо, у них просто не было), а свинец и мышьяк. В больших количествах изготовлялись терракотовые фигурки женских и мужских божеств.
Особенно сильное впечатление производят найденные археологами головы волка и быка, выполненные из золота; рога у быка- вставные, из серебра и обернутые золотой фольгой; на лбу - изображение луны, сделанное, как и глаза, из бирюзы.
О торговых связях алтынцев рассказывают находки последних лет. Так, в слоях начала II тыс. до н. э. вскрыто богатое женское погребение. Наряду с другими предметами в нем обнаружены и палочки из слоновой кости. Такие же палочки оказались в составе клада, замурованного в стену одного из домов. В более ранних слоях найдены бусины из слоновой кости-типичные изделия хараппских мастеров. Неоднократное нахождение предметов индийского экспорта в различных по времени слоях свидетельствует о том, что торговые связи Алтына с городами цивилизации Хараппы не были случайными.

Фигурка терракотовой собаки
Археологические находки в Алтын-Депе. Голова статуетки. Терракота. II тыс. до н.э.

 
  • Комментарии отсутствуют