Яндекс.Метрика

Культура и искусство Парижа.

О культуре и искусстве Парижа можно и нужно говорить, долго и красочно. Французы с их врожденным бунтарством и романтизмом просто обязаны были творить и непрестанно придумывать новое, они должны были постоянно провоцировать и восхищать окружение, они ценители и создатели искусства, наложившего громадный отпечаток на всю европейскую куль-
туру, иначе не могли. Только перечень имён и работ творцов занял бы не один десяток страниц в путеводителе, мы же попытаемся кратко и сдержанно остановиться на главных.
Литература. Первыми литературными памятниками считаются написанные в стихах «Кантилена о св. Евлалии», «Житие св. Леодегарил» (оба произведении конца 1Хв-) и "Страсти Христовы" (конца Хв.). Таким образом, литература Франции, сначала сугубо поэтическая, а примерно с XIVrs. и прозаическая, насчитывает уже одиннадцать столетий. Она оказала мотциейшее влияние на литературу стран Европы и, в частности. России: до сих пор её произведения - начиная с «Песни о Роланде» (ок. 1170 г.) и до великих романов и поэзии Х1Х-ХХвв. (Стендаль, Санд, Золя, Бальзак. Пого, Дюма, Мопассан, Верн, Рембо, Вер-лен, Элюар, Сартр, Камю) - входят во все библиотеки и хрестоматии. Можно суверенностью констатир овать, что нет в России человека, не читавшего произведения французских писателей или поэтов.
Французская литература тесно связана с философией - Руссо, Дидро и Вольтера, а позже экзистенциалисты Сартр и Камю не только осмысливали мир с помощью философской рефлексии, но и обладали прекрасным слотом. Также нельзя разделить французскую литературу и театр, особенно в отношении эпохи классицизма, охватившей XVII-XVIII вв. «Столпы» классической литературы Мольер, Корнель и Расин были одновременно и великими театральными деятелями.
Сегодня во Франции наиболее популярным жанром является роман. Ежегодно присуждаются три главных премии: Гонкуровская, Ренодо и премия Французской Академии за лучшие произведения в этом жанре. Одни из самых известных в мире современных французских писателей - Фредерик Бегбсдер (Beigbeder и Мишель Уаль-бек (Houellebecq). Также интересны отмеченные различными премиями Анна Гавальда (Gavaida), Бернар Вср-бер (Werber). Фред Варгас (Vargas), Эммануэль Каррер (Саггёге), Паскаль Кинар (Qutgnard)..,
Большая часть из четырёх сотен французских издательств обосновалась в Париже, совместными усилиями они выпускают ежегодно до 40 тысяч новых книг.
Музыка. Ежегодно 21 июня французы отмечают День музыки. В Париже огта ввучит повсюду до глубокой ночи: в парках, на площадях, с террас кафе и из открытых oicoh, - и только в этот день закон об охране тишины не действует.
Корпи французской музыки лежат в кельтских и франкских народных традициях. С появлением христианства «производить» музыку стали в много численных церквях и монастырях. В VIII-IX вв . во Франции появилось и: закрепилось церковное григорианское пение (chant gregorien) на латыни - послушать этот красивейший хорал можно в гарижист(их храмах во время месс.
В XII is. Париж, с его университетом и Певческой школой собора Нотр-Дам был крупным музыкальным центром страны и Европы. Французской средневековой органной музыкой мы также обязаны церковным учреждениям в школе Нотр-Дам - до сих пор в храмах Парижа проводятся органные фестивали с участием известнейших мировых органистов.
А вот французский шансон (фр-chansorir- песня) появился - кто бы мог подумать! - ещё в XVI в. как многоголосая светская песня. В XVII-XVIII вв. светская музыка благодаря придворным увеселением (балам, театру) возобладала над духовной.
XVIII век - расцвет французской оперы (Рамо. Птюк). начало которой положено в XVIJ в. Дюлли. После революции 1789 г: музыка пошла в народ, начала развиваться массовая культура песни. При Наполеоне Ш весь Париж смотрел, слушал и напевал оперетты - вот они истоки романтики.
Классическая музыка звучит сегодня в парижских театрах: Опере Гарнъе и Опере на площади Бастилии, Парижской оперной студии. Парижском музыкальном театре и др. В столице круглый год проходят множественные фестивали серьёзной музыки и джаза.
XX век подарил миру тот шансон, который и сегодня является популярным: Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Мирей Матье. Продолжателем этой традиции можно назвать и Патрисию Каас.
Современная французская эстрада -это Милен Фармер (Farmer), Элен Сегара (Segaral, Валесга Паради (Paradis). Жан-Мишель JKapp (Jarre), группы Les I hiricmenl; d'Leo, Lea ogres de Barback, Air... Исполнители всемирно известны, хотя франкоязычная эстрада и не является ведущей в противовес англоязычной.
Театр. Расцвет французского театра связан со вкусами Людовика XIV, любителя ярких зрелищ. Именно при нём работали Жан-Батист Мольер (1622-1673. создатель французской классицистической комедии) и Жан Расин (1639-1699. автор великих трагедий), а вот Пьер Корнель (1606-1684, основоположник трагедии), хоть ему и пытался покровительствовать кардинал Ришелье, всегда стремился быть независимым от диктата двора.
Но появился театр в Париже гораздо раньше - если говорить о сообществе актёров со своей игровой площадкой, а странствующие комедианты кочевали по стране издавна, и выступить в столице было для них большой удачей.
Итак, первым театром Парижа считается «Бургундский отель» (Hotel de Bourgogne, основанный в 1548 году. Актёры показывали пьесы с церковным уклоном, такие, как мистерии и моралите, или же более «народные» фарсы, В 1634 г. покровитель Корттеля Гийом Мондори создал театр »Марэ», нарушив столичную монополию «Бургундского отеля». В 1680 г. на основе нескольких трупп был образован театр «Комеди Франсез», существующий доныне.
Нельзя забыть и о том влиянии, которое оказала на французский театр итальянская комедия дель-артс -театр «Комеди Итальснн» (Comedic Ilalienne) работал в здании «Бургундского отеля» до 1783 г. В Париж даже был приглашён реформатор итальянской комедии Карло Гольдони - впрочем, его карьера во Франции не очень сложилась.
В 1720 г. в Париже был основан театр «Варьете* (фр. variete - разнообразие, пестрота), в представлениях которого соединились несколько разных жанров театрального, музыкального, эстрадного и циркового искусства. Его имя впоследствии стало нарицательным, а сами варьете были чрезвычайно популярны в Париже на рубеже XIX-XX вв.. да и в Европе.
Конец XVIII в. подарил французскому театру Пьер-Огюстена Кагюна де Бомарше (1732-1799). Кем он только не был - часовщиком, музыкантом, спекулянтом, авантюристом и даже шпионом. Но известность ему принесли драматургические успехи: «Севильский цирюльник» (1775 г.) и «Женитьба Фигаро» (1784 г.). последняя после премьеры выдержала 100 представлений без перерыва.
13 января 1791 г. Законодательное собрание обнародовало Декрет о свободе театров, по которому любой гражданин Франции мог создать театр и исполнять пьесы без цензурных ограничений. Правда, вскоре «свободные» театры взяли п свои руки оборотистые дельцы. В революционном театре родился очень французский жанр - водевиль, бывший поначалу остросоциальным, а позже ставший чисто развлекательным. Середина и вторая половина XIX в. - время популярности романтических пьес Мюссе, Гюго,Ростапа и реалистических произведений Золя и Века.
В ХХ в. французский и мировой театр «взорвали» драматурги Ануй, Клодель, Беккет, Жене, Сартр, Камю, Ионеско, Конто, Приучить столичную публику к новому, парадоксальному, театру было нелегко - по зато теперь ото классика, не сходящая с афиш.
С 1960-х гг. проводится политика поддержки театров, субсидии от государства и города получают даже круппейшие театры Парижа.
Кино. Место ро леденил кинематографа - Париж, дата - 28 декабря 1895 г., родители - братья Люмьер. До 1914 г. почти вес фильмы мира производились во Франции. Перед Второй мировой войной французские студии (и прежде всего парижская «Сен-Морис») получили болезненный урок
- взяв курс на проамериканский развлекательный кинематограф, сняли несколько сотен фильмов, но в истории они практически не остались. С тех пор французское кино пытается держать марку европейского - только голливудский размах Люка Бесс она смазывает картинку.
Пик французского кинематографа - «новая волна» - конец 1950-х -1980-х гг. За несколько лет появилось Более ста молодых режиссёров (Годар, Тртоффо? Лелуш, Шаброль, Мальи др.), которые выступили против коммерческого кино и начали экспериментировать - многие удачно.
В Париже работает старейшая киностудия «Гомон» (Gaumunt), основанная в 1896 г. Леоном Гомоном. Именно здесь 

 
  • Комментарии отсутствуют