Яндекс.Метрика

Картинная галерея на скалах Узбекистана

Узбекская наскальная галерея расположена в ущелье Сармишсай, на окраине пустыни Кызылкум, в 35-40 километрах от города Навои. Собрание петроглифов на черных скалах Сармишсая - самое крупное в Центральной Азии и наиболее изученное. Основная масса рисунков выбита в средней части ущелья, в начале узкого каменного каньона. Своеобразная галерея располагается на протяжении 2-2,5 километра. Рисунки нанесены на вертикальные, иногда горизонтальные гладкие плоскости горных пород, покрытых пленкой «пустынного загара». Выбиты рисунки или вычерчены каменными или металлическими орудиями. Глубина следов инструментов - от 0,5 до 3 миллиметров. Встречаются сочетания нескольких технических приемов: выбивки, гравировки, протирки. Коллекция петроглифов Сармишсая по времени охватывает период от 5 тысяч лет до нашей эры - средневековье. Большая часть петроглифов относится к концу каменного века и времени бронзы, остающихся до сих пор малоисследованным периодом истории человечества. Петроглифы, настоящие маленькие шедевры, нанесены практически на каждое удобное «каменное зеркало». Предки населявших регион Узбекистана были очень мужественными людьми. Об этом также свидетельствуют петроглифы. На одном из них, правда, уже не в Сармишсае, а на скале на юге Ферганской долины, изображена сцена схватки вооруженного палкой пастуха с тигром. Археологи отнесли эту находку к первому тысячелетию до нашей эры. В те времена, считают ученые, защита стада от крупных хищников таким примитивным «оружием», как палка, было вполне обыденным явлением. На территории Узбекистана открыто 150 мест с наскальными рисунками минувших эпох. В той же Ферганской долине, в Риштанском районе, славящемся мастерами керамической посуды, в местности Суратысай, известен очаг петроглифов с реалистичным изображением быков. Возраст этих рисунков, считают специалисты, 4-е - первая половина 3-го тысячелетия до нашей эры. Такой же возраст и у рисунков в Ходжакенте, расположенном в долине реки Чирчик, в 70 километрах от Ташкента. Здесь на скалах зафиксировано более 90 отдельных изображений и сцен. Основные сюжеты рисунков - козлы, архары, олени, лошади, собаки. Несколько раз повторяются изображения людей. Особый интерес представляют фигуры женщин с выраженными признаками пола и округлостью форм. Среди памятников наскального искусства эпохи неолита и энеолита изображения женщин встречаются крайне редко.

 
  • Комментарии отсутствуют