Яндекс.Метрика

История Вьетнама - туристам на заметку.

Исторических записей о Вьетнаме сохранилось очень мало, так как при каждой смене династии уничтожались архивы предыдущей, а то, что сохранилось, было вывезено в Китай в XV веке во время второго китайского нашествия. Большое количество исторических документов пропало в 1945 году в Хуэ, когда бесценную библиотеку просто выбросили на улицу, и в 1963 году, во время пожара в президентском дворце в Сайгоне, в период путча военной хунты, убившей Нго Динь Зиема.
Но, уничтожив бумаги, нельзя уничтожить или изменить историю... Археологические раскопки, народные предания, передаваемые из уст в уста, кропотливые поиски исследователей воссоздают историю древнейшего государства Юго-Восточной Азии.
Человек населял территорию современного Вьетнама ещё во времена палеолита, то есть 300.000 лет назад. В период неолита в северной части страны, где исторически складывалась вьетнамская нация, он был уже знаком со скотоводством, земледелием и частично с выращиванием риса. Постепенно, спускаясь с предгорья в долину, человек столкнулся с задачей противостояния обильным тропическим дождям, смывавшим всё на своём пути. Вдоль многочисленных водных артерий он строил дамбы, защищавшие его от воды и одновременно питавшие его поля. Для непрекращающейся работы по поддержанию дамб племена лаквьетов, прародителей вьетнамцев, были вынуждены объединяться в сообщества. И уже в бронзовом веке родилась самобытная донгшонская цивилизация (названа по месту нахождения большого количества артефактов), достигшая высокого уровня развития.
Первые государства История создания первого государства на территории Вьетнама уходит корнями в мифологию лаквьетов, одной из первых народностей, известных нам. Повелитель страны дракон Лак Лонг женился на красавице птице фениксе Ау Ко, дочери духа гор, и родились у них сто сыновей, вылупившиеся из яиц. Отец-дракон, будучи властелином моря, проводил там много времени, уделяя жене и детям мало внимания. Как-то при встрече жена-птица стала упрекать мужа, и Лак Лонг предложил: «Я из рода драконов, ты из рода птиц. Хотя мы поженились и любим друг друга, но, видимо, нам не суждено жить вместе. Давай, разделим детей поровну: я с половиной уйду в море, а ты с остальными поднимешься в горы». Так они и сделали. Один из сыновей дракона унаследовал власть отца и стал, если верить легенде, примерно во II тысячелетии до нашей эры основателем династии Хунг, назвав свою страну Ванланг Van Lang). Всего в Ванланге правило 18 поколений Хунгов и всех звали одинаково - Выонг.
Несколько по-другому, но с аналогичным финалом, повествуют китайские летописи. Предки вьетнамцев, во II тысячелетии до н.э. проживали на территории Южного Китая, тогда занимавшего часть современного Северного Вьетнама. Китайцы называли их цзяо-чжи, что означало водяной дракон или люди дракона. Так что легенда и летопись совпадают.
В 257 году до н.э. король Ан Зыонг (An Duong), властитель примыкавшей с севера к Ванлангу территории, оскорбленный отказом одной из лак-вьетских принцесс, захватил Ванланг и создал государство Аулак. Центр нового государства находился в Колоа, в двух десятках километрах от современного Ханоя56y. Ан Зыонг был единственным правителем Аулака и правил 50 лет, до 208 года до н.э., когда Чиеу Да, властитель княжества вьетов, захватил власть с помощью своего сына, женившегося на дочери Ан Зы-онга. После этого династия Чиеу царствовала вплоть до первого порабощения вьетнамцев китайской империей Хань, длившегося почти тысячу лет, до 938 года.
Падение государства Аулак и создание Намвьета в истории описано несколько туманно. Существуют две равнодоказанные версии того, что Аулак захватили вьеты и китайцы. Сегодня понять, как всё выглядело на самом деле крайне сложно, достоверно известно лишь то, что вновь созданное государство Намвьет имело центр в торговом порту Паньюй в современной китайской провинции Гуанчжоу. В то время эти территории занимали небольшие княжества, созданные бежавшими из-под власти империи Цинь китайскими чиновниками. Намвьет основал один из них, китайский губернатор Чжао То. И несмотря на то, что государство состояло, в основном, из вьетов, это ставит современных вьетнамских историков, нежелающих поднимать значение китайцев во вьетнамской истории, в затруднительное положение.
Десятивековое иноземное господство не смогло подавить уже сформировавшуюся культуру и упорное национальное сопротивление. Периодически возникающие восстания создавали небольшие периоды свободы. Наиболее известные из них восстание во главе с сестрами Чунг в 42-45 годах н.э. и восстание под руководством китайца по национальности, вьета по духу, Ли Бона, начавшееся в 542 году, приведшее к созданию свободного государства с поэтическим названием Вансуан «вечная молодость или 10 тысяч вёсен». Именно к концу первого тысячелетия относятся ранние из известных памятников вьетнамской письменности, составленные с помощью китайских иероглифов, проникших в страну вместе с китайцами.
В 938 году армия, собранная Нго Ку-эном (Ngo Quyen), в сражении на реке Батьданг разбила китайские армии, положив конец тысячелетнему господству. Новое независимое государство, образованное победителем, вошло в историю как Дайковьет.
Но в результате скорой смерти Нго Куэна (944 г.) в стране воцарилась анархия, длившаяся вплоть до 968 года, когда на трон сел сильный и проницательный император Динь Бо Линь fDin.fi Во Linh), подавивший сопротивление нескольких военачальников, разрывавших страну на части междоусобными распрями. Пятой вьетнамской столицей стало место Хоалы (Ноа Lu), родина нового императора, основателя династии Динь. Будучи образованным человеком, Динь Бо Линь смог добиться признания китайской империей независимости молодого государства. В его правлении господствующей религией становится буддизм, а конфуцианство, как чуждое, отстраняется от влияния.
Спустя 10 лет, в 979 году император Динь Бо Линь и его старший сын были убиты при загадочных обстоятельствах, наследником трона стал шестилетний младший сын. Этой ситуацией воспользовались «старые хозяева» -китайская династия Сонг, послав свои отряды на завоевание молодого государства. Руководить страной, по убеждениям тех времён, мог только мужчина, поэтому для спасения государства и своего положения вдова императора Зыонг Ван Нга (Duong Van Nga) предприняла неожиданный поступок. Согласно распространенному в то время учению Конфуция она должна была принять смерть вслед за смертью мужа, но вопреки религиозным устоям она вышла замуж за главнокомандующего армии династии Динь Ле Хоана (Le Hoan), сделав его таким образом императором. Историки считают, что император Динь Бо Линь и его старший сын были убиты (отравлены) по указанию самого Ле Хоана, причем не исключается версия любовного треугольника. Правда, версия убийства из-за любви не принимается вьетнамскими историками, дабы не принижать «геройский» поступок вдовы Зыонг Ван Нга. Как бы там ни было, но отразив нападение китайцев, Ле Хоан правил Дайковьетом до 1005 года, вплоть до своей смерти.
Спустя четыре года Вьетнам вступил на путь настоящей независимости и построения централизованной власти. Началась история современного Вьетнама. Справедливости ради, стоит отметить, что лаквьеты, позднее их стали называть вьетами, распространяли своё влияние лишь на северную часть современного Вьетнама. Территорию центрального Вьетнама (примерно район Дананг-Нячанг-Фантьет) населяла, ныне почти исчезнувшая народность чамов (иногда встречается написание тямы или тьямы).

 
  • Комментарии отсутствуют