Яндекс.Метрика

Путешествие в Хорезм, деревянные двери Ичан-калы.

В Центральной Азии дерево всегда имело особое значение. Горная и пустынная местность обусловила ценность древесины, не позволяя использовать ее при строительстве в больших объемах, а пластичность и податливость материала вдохновляла древних художников на создание шедевров.
В центральноазиатском архитектурном декоре резное дерево украшает преимущественно наружные двери, ворота, калитки, колонны жилых построек, а также дворцовых и культовых сооружений. И до сегодняшних дней общие художественные принципы и локальные черты этого искусства используются в работах современных мастеров, которые бережно сохраняют основные технические приемы стариной резьбы.
Материалом для резьбы служат твердые породы дерева: арча, чинар, карагач, грушевое дерево, орех. Рисунок наносится на гладкую поверхность дерева при помощи шаблона-припороха или от руки, с использованием циркуля, линейки и треугольника. Резьба чаще всего производится путем выдалбливания фона. Поверхность рельефа иногда оставляют гладкой, иногда же подвергают дополнительной отделке, прорисовывая детали узора и придавая ему объемность. Известна двух- и трехплановая резьба, при которой крупные мотивы узора возвышаются над более мелкими. Иногда узор делается углубленным, вырезанным на плоскости дерева в технике, которую можно назвать трехгранновыемочной. Этим сложным приемом мастер достигает большего художественного эффекта, построенного на светотеневом контрасте между фоном и орнаментом.
Орнаменты Центральной Азии делятся на два типа - растительный и геометрический. До сих пор не умолкают споры среди востоковедов о значении орнаментальной символики, но то, что в каждом узоре содержится определенный смысл - не обсуждается. В геометрии резных узоров многим видится символ картины мира: фон - пространство, узор - бытие. И растительный орнамент в этом отношении приобрел наибольшую смысловую нагрузку.
Переплетение растительных мотивов, плода и цветка давало понятие единства, причинно-следственной связи, прошлого и будущего, выражало идею творения. Зачастую солярный орнамент на планке над входом - дракон или рога барана - играл роль оберега. Множество благожелательных символов: миндаль, перец, гранат - «приносили» процветание и плодородие в дом. На Востоке символы повсюду - другое дело, что расшифровать их теперь зачастую очень трудно. Но искать факты - удел ученых востоковедов, нам же можно просто включить фантазию.
Узор хивинского резного дерева необычайно богат и разнообразен. Здесь встречаются и многочисленные, характерные для узбекского народного творчества элементы изящных удлиненных завитков, трилистников, цветочных розеток, и крупные орнаментальные композиции - так называемый турунж - огромный медальон, занимающий все центральное поле двери.
Иногда двери располагаются совершенно причудливым образом, на первый взгляд, в неудобном месте. Это объясняется символикой расположения. Считается, что дверь, ориентированная на север, «приносит» в дом детей и хороший приплод скота. Не стоит располагать дверь на запад - это неблагоприятно. Возможно, причина лежит совершенно в иной плоскости - и все зависит от направления ветров, но в любом случае все это далеко от того, чтобы быть по-настоящему исследованным и иметь исчерпывающий ответ.
До сих пор в Хиве изготовление дверей ведется, как и много веков назад, кустарным способом. Никаких автоматических приспособлений - только чуткие руки мастера и его учеников. При таком подходе дверь получает свою особую ауру, переданную ей художником. Как настоящая картина.
Набор инструментов состоит из 30 стамесок разных форм и размеров. Резец ставят перпендикулярно к украшаемой поверхности так, чтобы он совпал с линией перенесенного узора, и сверху по черенку мастер ударяет специальным молоточком.
Для придания твердой древесине эластичности мастер покрывает ее мокрой тканью для увлажнения. Интересен и способ консервации деревянных конструкций: после завершения работы колонну или дверь обрабатывают раскаленным хлопковым маслом. Такое дерево не боится ни солнца, ни сырости. Самые удивительные двери - это вход в Джума-мечеть. Пожалуй, больше такого узора и такого странно-удивительного голубоватого оттенка не увидишь нигде. Это похоже на некую тайнопись, расшифровать которую было бы очень интересно. Да и сама эта мечеть уникальна по строению: она не имеет порталов, куполов, галерей и внутреннего двора. К мечети есть доступ с трех сторон. Опирается Джума-мечеть на 213 колонн, вырезанных из целых стволов карагача и украшенных причудливой резкой. Устремленные ввысь, утончающиеся вверху колонны, несмотря на тяжесть, которую они несут, кажутся необычайно тонкими и изящными.
Распространено мнение, что неоднородность колонн возникла вследствие использования материалов с разрушенных зданий. Часть колонн, наиболее ранних по времени, как будто привезена из древней столицы Хорезма - Кята, погибшей под бушующими волнами Амударьи. Вероятно, имело место и другое: по народной традиции создание культовых зданий являлось богоугодным делом, и каждый верующий считал для себя честью сделать что-либо достойное для строительства мечети.
Каждый вносил свою лепту: один предлагал рабочую силу, другой приносил строительный материал, а состоятельные люди могли позволить себе изготовление и установку за свой счет резной деревянной колонны. В течение столетий многие колонны по естественным причинам приходили в негодность. Их также постепенно заменяли другими. Таким образом, в многообразии колонн мечети нашли отражение отдельные этапы существования всего здания.
Ранние колонны мечети, судя по характеру и стилю надписей, орнаментов, относятся кХ-XIV вв. Архитектурная форма этих колонн исключительно интересна: в них ярко выражен сложившийся тип колонн древнехорезмского зодчества - базы «кузаги» со спускающимися листьями, граненые стволы, капители с раструбом, орнаментация в виде отдельных повторяющихся растительных мотивов.
В творчестве хивинских мастеров прошлых веков и современных - хранителей традиций -всегда чувствуется подход строгого художника, в совершенстве владеющего видением композиции, светотенью и учитывающего функцию, которую выполняет его искусство.
Хочется верить, что в архитектуре будущего обязательно найдется место для этого великолепного мастерства, богатого орнаментальными мотивами и художественными приемами.
 

 
  • Комментарии отсутствуют