Яндекс.Метрика

Мемориальный комплекс Катта Аангар в Узбекистане, туристам на заметку.

У подножия Зарафшанского хребта, в семидесяти километрах к югу от Шахрисабза, в Камашинском районе расположился уникальный мемориальный комплекс Катта Аангар. Здесь около пятисот лет назад обосновалось суфийское братство Ишкия и на склонах горных отрогов, у глубокою каньона, прорезанного речкой Коксу, возник большой кишлак, названный Аангар, что переводится со староузбекского как «якорь». Но есть у этого слова и другие значения - «Якорь спасения», «Последняя надежда», а чаще его переводят как «Обитель», а точнее «Обитель Бога на земле».Согласно легенде, много веков назад чистый сердцем юноша Мухаммад Садык, сын суфия и внук суфия, был принят в ученики к одному из знаменитых суфиев. Он очень быстро постиг внутреннюю суть вещей и в силе веры своей достиг совершенства. Как-то раз взял юный Мухаммад Садык кумган для омовения, сел в тени и прижал кумган к себе, чтобы согреть своим теплом воду для учителя. В ожидании времени молитвы он нечаянно заснул, а проснулся оттого, что кумган обжег его. Вода в кумгане вскипела в его объятиях. Показал он кумган с кипящей водой учителю и спросил:
- Что это значит?
- Это значит, что ты постиг истину и отмечен Богом. Мне больше нечему научить тебя. Двум таким суфиям, как ты и я, нечего делать вместе. Садись на белого верблюда и отправляйся в путь. Где опустится на землю уставший верблюд, там и остановись. Там ты будешь нести свет веры людям.
И сел Мухаммад Садык на белого верблюда, и отправился в путь. Долго ехал он через пустыни и горы.Наконец лег верблюд на землю. И решил великий суфий, что в этом горном ущелье и должен он вершить свою миссию, и сотворил молитву. Много лет приходили сюда ученики, чтобы постичь истину рядом с Учителем. И сами становились учителями, и к ним приходили новые ученики. Шли века. Всех суфиев обители Лангар хоронили рядом с первым учителем - Мухаммадом Садыком на высоком одиноком холме.
Долина реки Кашкадарьи и окружающие ее предгорья издавна привлекали людей. Всюду видны оплывшие холмы -остатки бывших поселений и земледельческих усадеб, которые из-за природных и исторических катаклизмов еще в древности были покинуты жителями. На этой земле более 2700 лет назад возникли крупные города Насаф-Карши и Кеш-Шахрисабз. В Шахрисабзе родился великий государственный деятель и полководец Амир Темур.
И вот уже много веков возникший здесь зиёрат (поминальный комплекс) - место паломничества мусульман - неразрывно связан с историей края. На одном из холмов, окружающих горное ущелье, еще издали виден стройный силуэт и купол мавзолея. На соседнем холме расположена старинная мечеть.
Въезд на гору, где стоит мечеть, заканчивается узкой дорожкой, ведущей через персиковый сад во внутренний двор мечети, сооруженной, как свидетельствует мозаичная надпись над входом, в 921/1515-16 году по указанию Шейхзаде Мухаммада Садыка, возглавлявшего тогда братство суфиев Ишкия. Позднее, в XVII - начале XIX вв., к старому зданию мечети было пристроено несколько помещений, в том числе большой молитвенный зал. Вход в мечеть с южной стороны обозначен обширным айва-ном, потолок которого в старину был оформ-\ен кессонами, от них сохранились деревянные балки и брусья. Местами нетронутой осталась древняя кладка из жженого кирпича с декоративными панно из терракоты. Стройные резные колонны из чинары и карагача на каменных базах поддерживают навес айвана. Здесь не найти двух колонн с одинаковым узором и одинаковыми капителями - мукарнасами, однако в их ритме чувствуется удивительная гармония. Зал мечети украшен орнаментальным фризом и панелями из майолики. Во дворе лежат два каменных основания старинных колонн. По поверью, тому, кто сумеет поставить такую колонну вертикально, будут отпущены «малые грехи».
Узкая тропинка спускается от мечети к подножию горы и поднимается на соседний холм непосредственно к зиёрату - родовой усыпальнице шейхов суфийского братства Ишкия. Это суровое, даже аскетическое сооружение из жженого кирпича почти лишено декора, лишь неглубокие арочные ниши оживляют гладь стен. Над главным входом возвышается довольно мощный портал. К мавзолею примыкает айван, несколько нарушающий симметрию архитектуры. Купол на высоком барабане увенчан шпилем с четырьмя шарами, символизирующими достижение четырех ступеней просветления покоящегося в мавзолее суфия. Каждый шар - это одна из ступеней просветления: первая из них - шариат, изучение заветов и ревностное их исполнение. Вторая ступень - тарикат, стремление к совершенству, посвящение всего себя служению этой цели. Третья ступень - маари-фат, сверхчувственное постижение единства Вселенной в Боге, познание духом и сердцем совершенства, понятий добра и зла. Четвертая ступень - хакикат, постижение высшей истины, слияние сознанием с Богом. Это саморастворение в божественном. Высшая точка пути и совершенства.
Внутри мавзолея купол и стены украшены фризом с кораническими надписями и изящной росписью, выполненной в старинной арабской технике. В усыпальнице погребены основатель обители Катта Лангар Шейхзаде Мухаммад Садык, его отец Шейхзаде Абул-Хасан II и его сын Абул-Хусейн Ахунд.
Вокруг зиёрата и на склонах холма, служащего основанием для мавзолея, со временем образовался мазар, на котором, судя по надписям, высеченным арабской вязью на хорошо сохранившихся каменных надгробиях, нашли последнее упокоение многие поколения мюридов - учеников суфийского шейха, знатных воинов, представителей правивших некогда династий.
История братства суфиев Ишкия тесно связана с историей возникновения суфизма. Это мистическое течение в исламе зародилось в мусульманских странах более 1200 лет тому назад, в течение нескольких следующих столетий суфизм распространился от Ближнего Востока до Центральной Азии и Индии и от северных окраин Китая до Индонезии. Термин суфизм - тасаввуф -восходит к арабскому слову «суф» - шерсть, грубая шерстяная одежда - атрибут аскета.

 
  • Комментарии отсутствуют