Яндекс.Метрика

На севере Италии в предгорьях Альп обнаружены этрусские надписи.

Центр первобытного искусства.
На севере Италии в предгорьях Альп раскинулась 50-километровая долина Вапькамоника. В 1914 г. здесь на выходах гладких скал были обнаружены наскальные изображения. В то время они не вызвали особого интереса ученых. Поскольку на этих же скалах были обнаружены этрусские надписи, сложилось впечатление о сравнительной молодости, принадлежности целиком к этрусской эпохе, а значит, и не такой уж большой ред-. кости и научной ценности новой картинной галереи на скалах. Лишь в 30-х годах стали высказываться мнения о том, что в Валькамонике могут быть изображения доэтрусского времени. Возникла полемика вокруг датировки петроглифов, после которой стали выкристаллизовываться идеи о том. что в Валькамонике остались следы нескольких эпох истории первобытного человечества.
И вот молодой археолог Э. Анати в 1955 г. вместе с женой на свой страх и риск занялся изучением древностей Валькамоники. С 1956 по 1964 г. они вместе с немногочисленными сотрудниками нашли, изучили и сняли около 30 тыс. наскальных изображений. По мере исследования этих уникальных памятников прояснялась и их датировка, постепенно отодвинувшая самые ранние изображения на несколько тысячелетий в глубь истории. Исследования получили международный резонанс, интерес к Валькамонике вспыхнул с новой силой.
В маленьком национальном парке в долине Капо ди Понте в 1966 г. создан Научный центр по исследованию первобытного искусства Валькамоники. За 10 лет работы Центр неоднократно становился местом международных симпозиумов и семинаров и выпустил несколько серий фундаментальных научных изданий. Создателем и бессменным руководителем Центра является профессор Э. Анати. В начале 1975 г. вышла фундаментальная монография Э. Анати «Эволюция и стиль наскального искусства Валькамоники», подводящая своеобразный итог 20-летних исследований автора.
Нужно сказать, что в ходе изучения наскальных изображений" Валькамоники Центр разработал целую систему строжайшей и подробнейшей фиксации всех сохранившихся следов работы древних художников. Все районы скальных участков с петроглифами разбиты на квадраты, и год от года можно было наблюдать, как интенсивно заполняются, оставляя все менее белых пятен, вновь найденными произведениями эти планомерно изучаемые участки. Кроме того, Центр старался использовать каждую возможность уточнения датировок с помощью радиоуглеродного метода, взаимного сопоставления по расположению и стилю близких изображений и т. д.. Каковы же итоги этой сложной и многоплановой работы в Вапькамонике?
1режде всего неоспоримое достоинство, обращающее сразу на себя внимание читателя книги Анати, - четкое и стройное хронологическое подразделение необозримых массивов фактического материала. Как уже говорилось, автор и его сотрудники предприняли все возможное для того, чтобы крайне сложные и запутанные вопросы датировок и периодизации наскальных рисунков Валькамоники получили, наконец, максимально достоверное (разумеется, для сегодняшнего уровня развития науки) и в этом смысле окончательное решение. Анати разделяет все изображения на четыре больших периода - от конца палеолита до времени римского завоевания Италии. Сразу же нужно подчеркнуть, что нигде в Западной Европе до сих пор не известно непрерывной «колонки» наскальных рисунков такой огромной протяженности -от конца эпохи оледенения до расцвета Римской империи.
Как бы вступлением в эту периодизацию служат огромные фигуры диких зверей (оленей, быков, лосей и др.), весьма натуралистично выбитые на больших плоскостях скал около 8 тыс. лет назад, в пору когда с отступлением великого ледника менялись климат, ландшафт, животный мир Европы, менялся и образ жизни охотничьих общин. В общем художественном замысле, в расположении, монументальных размерах и позах звериных фигур еще угадываются яркие и богатые традиции пещерного искусства палеолита, но в самой фактуре и технике рисунка безвозвратно утрачиваются неповторимый динамизм, экспрессия, жизненность животных палеолитических фресок, и древнейшие животные изображены в Валькамонике так, будто они деревенеют и застывают в малоудобных позах. Далее, по мысли Анати, следует довольно продолжительный «хиатус», т. е. разрыв в цепи традиций. Правда, «хиатус» со знаком вопроса, ибо не исключена возможность восстановления каких-то переходных этапов в связи с новыми будущими находками.
Как бы то ни было, с 5 тысячелетия до н. э. история первобытного искусства в Валькамонике развертывается уже непрерывно до начала нашей эры, когда художественное творчество в долине угасает. В 16 г. до н. э. там утверждается господство Римской империи, Валькамоника становится ее заурядной провинцией. Но на скалах остались образы—до 150 типов (48 типов фигур человека, 13 млекопитающих, 5 птиц, 3 пресмыкающихся, 11 типов оружия, 12 инструментов, более 50 'ипов символов и знаков).
Зь,явив и рассмотрев их по этапам последовательной эволюции, Э, Анати дает нам возможность постичь такие стороны развития духовной жизни первобытного населения в центре Европы, которые поистине уникальны и не постижимы во всей полноте по другим историческим источникам.

 

 
  • Комментарии отсутствуют