Яндекс.Метрика

Жаркент-казахский городок тайн.

«Одеваемую обувь не пересушивай и не забывай минувшие дни» - гласит надпись, искусно выписанная каллиграфами гибкой и оттого кажущейся воздушной вязью на уйгурском языке. Это уникальное сооружение построено стараниями купца 1-й гильдии Валибай-ахуна Юлдашева, это его слова запечатлены на фронтоне над входом в мечеть.
Говорят, что, когда купец решил начать постройку на Великом шелковом пути и стал искать мастеров, желающих выполнить его заказ не нашлось, так как основным требованием Юлдашева было - не использовать гвозди. Странствующий дервиш, гостивший у купца, рассказал ему о китайском зодчем по имени Хон Пит, на поиски которого с ближайшим караваном Юлдашев и отправился в Китай. Предложение купца заинтересовало архитектора настолько, что мастер Хон отклонил несколько выгодных предложений по строительству храмов и выехал в Жаркент.

Постройка мечети началась еще в 1887 году, и на ее строительство купец-меценат затратил гигантскую по тем временам сумму — 300 тысяч рублей золотом. Мечеть получилась очень необычной. В ее архитектуре переплетаются мотивы среднеазиат-
 ского и китайского зодчества. Основным строительным материалом при сооружении мечети была древесина — бревна тянь-шаньской ели, которые доставлялись в Жаркент с Аксуских и Кетменских гор на арбах, преодолевавших путь в 200 км. Для того чтобы сделать фундамент под возводимый храм, сюда свозилась глина, которую месило все население Жаркента и окрестных сел. И только после того, как глина обрела твердость камня, на ней и стали строить мечеть. Под мудрым руководством китайского архитектора 75 плотников в течение нескольких лет трудились не покладая рук. Результатами их трудов мы можем любоваться и сегодня: остов мечети состоит из 122 деревянных столбов, соединенных между собой системой балок и насадок. При возведении мечети, как и хотел купец Юлдашев, не было использовано ни одного гвоздя и ни одной железной скобы. Строительство и монтаж основных деревянных элементов был завершен в течение одного летнего сезона, свой окончательный вид мечеть приобрела лишь в 1892 году.
 

Во внешнем облике здания использованы такие элементы зодчества, как «парящая крыша» с изогнутыми кверху концами ската, галерея вокруг здания с цилиндрическими колоннами без капителей. Большие карнизы крыши богато украшены резьбой по дереву с яркой полихромной росписью. Поверхность арок и стен также покрыта тончайшей росписью и резьбой.
ЕДИНСТВЕННАЯ И НЕПОВТОРИМАЯ
Даже спустя более 100 лет здание поражает своей оригинальностью и изяществом. Кажется невероятным столь гармоничное соединение мусульманского архитектурного стиля с классическим китайским. Однако, глядя на эту мечеть, понимаешь, что для настоящего мастера нет ничего невозможного. Схожесть мечети с пагодой придает не только изогнутая, «парящая» крыша башенок-минаретов, но и забор, которым обнесен комплекс. Все это напоминает о Поднебесной. Однако главный портал выполнен исключительно в среднеазиатском стиле: поверхность его отделана белой глазурованной плиткой с голубым орнаментом и надписями на арабском языке. Не могут не удивлять скрупулезность и мастерство китайского зодчего, создавшего минбар — кафедру для проповедника. Особое восхищение вызывает тончайшая отделка мечети, элементы украшающих ее арабесок, стилизованного растительного узора, многочисленные панно, искуснейшая филигранная резьба по ганчу, создающая иллюзию кружев. Яркие краски, переплетаясь в причудливый орнамент, придают храму сказочную торжественность. Китайский мастер в 120 неповторяющихся орнаментах использовал всего четыре цвета: зеленый — символ мусульманства, синий — символ неба, желтый — солнца, и белый - цвет человеческой души. Считалось, что, если соединить эти краски вместе, в мире будут царить спокойствие и благополучие.
Подобных мечетей в мире было очень мало. Одна из них, находившаяся в Шанхае, была уничтожена коммунистами, другая, в Кульдже, сгорела. А Жар-кентская дожила до наших дней...
АУЛИЕ-АГАШ
Неподалеку от Жаркентской мечети есть одно необычное место. Говорят, что здесь можно поведать все свои самые заветные желания и мечты, и они обязательно исполнятся. Находится это место под деревом Аулие-Агаш, которому, если верить старожилам Жаркента, более 700 лет. Старый могучий карагач поражает своим величием. Ствол его огромен, чтобы обхватить его, нужно семерым взяться за руки. Могучие ветви извиваясь склоняются к земле. А корни раскинулись так, что от них на площади целого гектара стали прорастать саженцы. Говорят, что в мире существует всего три таких дерева. Два других находятся в Китае и Турции. Это место овеяно легендами, о которых вам поведают хранители этого места. Молодые карагачи своими кронами склоняются к главному. И когда находишься посреди рощи, рядом с Аулие-Агаш, кажется, что сплетенные ветви образуют шанырак юрты.
К Аулие-Агаш постоянно тянутся паломники: одни просят у духов предков исцелить их от болезней, другие — послать детей, третьи — удачи и благосостояния.
ХРАМ, ЧАЙХАНА, КАЗАРМА, МУЗЕЙ...
При советской власти мечеть использовалась как склад, позже здесь была чайхана, несколько лет храм служил казармой для пограничников. Здесь снимали фильмы, устраивали кинозал, размещали командированных.
После сильного землетрясения, произошедшего в 1910 году, мечеть была сильно повреждена. В 1949 году этот памятник архитектуры взят под охрану государства.
Возрождение храма началось в 1969 году, когда были проведены инженерные изыскания, изучены особенности строительных конструкций и декора. Реставрационные работы 1975-1978 годов завершились созданием необычного для того времени музея — архитектурно-художественного комплекса «Жаркентская мечеть». В 2001-2004 годах здесь вновь были проведены ремонтно-вос-становительные работы, была обновлена крыша, приведен в порядок главный портал. Сегодня к архитектурно-художественному комплексу «Жаркентская мечеть» приезжают туристы не только со всего Казахстана, но и со всех уголков мира.
 

 
  • Комментарии отсутствуют