Яндекс.Метрика

Загадка Акыртаса.

Руины Акыртаса расположены в 40 километрах восточнее современного Тараза. Огромные глыбы красного песчаника, выступающие из-под земли и группирующиеся в отдельные линии, которые опытный глаз ученого может связать в контуры помещений, колонн, башен, поражают видавших виды любителей древности. Обширная территория, на которой разбросаны красные каменные блоки, свидетельствует о величине грандиозной постройки. Воображение рисует замок, стены которого уходят ввысь. Но такие мегалитические постройки, да к тому же возведенные из камня, не характерны для казахстанских степей. Тогда что же это за сооружение и для чего оно было построено? Точного ответа на этот вопрос нет до сих пор. История изучения Акыртаса насчитывает уже более 130 лет. Первым, кто обратил на него внимание, был русский художник Михаил Знаменский. В 1864 году в составе военной экспедиции губернатора Туркестанского края генерала Михаила Черняева он посетил развалины Акыртаса и сделал интересные зарисовки панорамы и фрагментов стен. Три года спустя памятник обследовал известный ориенталист Петр Лерх. Он дал предварительное описание, сделал обмеры отдельных блоков и привел сведения о развалинах Акыртаса, собранные буддийским монахом Чан-Чунем, к которому обращался Чингисхан в надежде найти эликсир вечной жизни. В начале XIII века монах двигался из Китая через Сайрам в Самарканд мимо Акыртаса, но застал лишь руины этого величественного строения. Петр Лерх считал Акыртас буддийским монастырем. В 1885 году российский исследователь Дмитрий Иванов собрал богатый материал об Акыртасе и опубликовал большую статью в журнале «Известия Императорского Русского географического общества». Он писал: «Огромные камни, гигантизм размеров всего сооружения, смелость замысла, искусство и тщательность выполнения и, наконец, эта кажущаяся ныне изолированность громады в сухой пустынной степи — все это заставляет смотреть на Акыртас как на одно из замечательных древних архитектурных сооружений в Туркестане. Для подобной циклопической затеи нужно было иметь огромные средства, необходимо было располагать массой рабских рук и огромными богатствами. На такое дело мог решиться только какой-нибудь могучий народный властелин».
В 1893 году Акыртас посетил известный востоковед Василий Бартольд. Он собрал легенды о памятнике и выдвинул свою версию, что это монастырь христиан-несторианцев. Интерес к Акыртасу не пропадал никогда. Исследователи посещали его с завидным постоянством. В советские времена появились новые предположения о том, что Акыртас был либо дворцом-крепостью, построенным в VIII-IX веках, либо караван-сараем, либо недостроенной ставкой карлуков, владевших Семиречьем в VIII-X веках и пригласивших для строительства арабских зодчих. И, наконец, еще одна попытка объяснения назначения Акыртаса, времени его постройки и связанных с ним событий была сделана немецким исследователем Бурхардом Брентьесом. Он полагает, чтО-Акыртас строился по приказу арабского-- -полководца Кутейбы в 714-715 годах нашей эры. Когда Кутейба ибн Муслим стал правителем Центральной Азии,то вызвал свою семью к себе, ^опасаясь за ее судьбу. Но пока семья добиралась до Мерва (древний город в Туркменистане), Кутейба был убит. А Акыртас он строил как свою резиденцию на севере.
Как видим, существуют разные версии по поводу времени начала строительства Акыртаса и его назначения. Комплексные археологические исследования, начатые специалистами Института археологии Казахстана в 2004 году, помогли открыть стены сооружения, мощнейший фундамент которых около полутора метров, и начать масштабные работы по созданию здесь музея под открытым небом. Но самое интересное, что, кроме древнего глиняного водопровода, больше в Акыртасе ничего найдено не было- ни керамики, ни остатков кровельного перекрытия, ни следов очага -никаких находок, которые бы подтверждали, что в Акыртасе жили люди. Все свидетельствует о том, что строительство комплекса так и не было завершено, хотя обмазка на стенах - яркое свидетельство последнего этапа строительства. Интересно то, что исследователи нашли сходство в планировке Акыртаса с архитектурой Ближнего и Среднего Востока. Она очень похожа на планировку дворцов Самары, летней резиденции арабских халифов в Сирии, и известного своим великолепием дворца Каср ал-Хайр аль-Шарки в Сирии. Если вспомнить первые столкновения арабов и персов, то арабская армия прежде всего сталкивалась с касрами - крепостями, в которых вместе с военными гарнизонами скрывалось и местное население. Так что Акыртас, возможно, — дворец-крепость, который должен был стать летней столицей местного правителя. Им мог быть карлукский каган, поскольку карлуки правили в западной части Семиречья с 766 по 893 год. Как бы тони было, загадка Акыртаса по сей день остается неразгаданной.

 
  • Комментарии отсутствуют