Яндекс.Метрика

Иатльянская Падуя и астрономия, что общего?

Итальянскому городу Падуя принадлежит завидный приоритет в истории астрономии: он был местом, где первый раз в истории человечества для более фундаментального познания природы небесных тел и структуры Вселенной в небо была направлена зрительная труба. Сохранилась запись, согласно которой осенью 1609 г. Галилей (с 1592 г. профессор математики Падуйского университета, уже ставший знаменитым благодаря своим многочисленным открытиям) создал зрительную трубу, самую совершенную из всех немногих, что тогда существовали, и, проверив ее, направил на небосвод. В течение нескольких последующих месяцев удалось раскрыть такие тайны, которые тысячелетиями оставались неразгаданными.
7 января 1610 г. Галилей открывает первые три спутника Юпитера, несколькими днями позже -четвертый. И вот он уже показывает, что Млечный Путь представляет собой скопление множества отдельных звезд; что Луна -это мир, похожий на наш: с высокими горами, холмами и равнинами («морями»); что существуют скопления звезд, туманности и многие объекты, не видимые невооруженным глазом. Все это было им описано в «Звездном вестнике» («Sidereus Nuncius») - строгом трактате на латыни, который вызвал восхищение, недоверие, подозрение в различных слоях общества.
Затем в Падуе были сделаны и другие поразительные открытия: фазы Венеры, солнечные пятна, природа «трехтелесности» Сатурна. В конце года Галилей переезжает из Падуи во Флоренцию, и всем известны последующие превратности судьбы знаменитого пизанца: его упорная защита системы Коперника, преследования, гонения, суд, незаконный приговор в 1633 г. и уединение в своей домашней «тюрьме» в Арчетри вплоть до самой смерти.
Таким образом, Падуе, единственной в мире, принадлежит честь быть родоначальником современной астрономии (не только благодаря зрительной трубе Галилея, но и развитию экспериментального метода, который отстаивал сам Галилей). К сожалению, годы после отъезда Галилея не были столь же плодотворными. Вплоть до 1767 г. исследования по астрономии идут постепенно на спад до тех пор, пока Венецианская республика не основала в предместье Падуи астрономическую обсерваторию, которая располагалась в старой башне, защищавшей в далеком прошлом замок жестокого тирана Эцце-лино III да Романе Башня была восстановлена в первоначальном виде, расширена до окружавших ее строений и превращена в обсерваторию, сохранившуюся до наших дней. Сейчас здесь расположен отдел астрономии Падуйского университета. Один за другим обсерваторию Падуи возглавляют
такие выдающиеся астрономы, как Сантини (Santini), Лоренцони (Lorenzoni), Антониацци (Antoniazzi) и Джованни Сильва (G. Silva), которые создали в Италии процветающую астрономическую школу.
Наступает время астрофизики, и между 1936 и 1942 гг. на высокогорье Азиаго была спроектирована и построена современная обсерватория, подчиненная Падуйскому университету (до конца 1953 г. обсерваторией руководил Джованни Сильва, после чего его заместил на кафедре астрономии и в дирекции автор статьи). Обсерватория была оборудована, помимо другой аппаратуры, 122-сантиметровым телескопом-рефлектором, который в то время был самым большим в Европе. Телескоп, торжественно открытый в 1942 г., сразу же был использован для изучения звездных скоплений, а затем, как только был готов спектрограф, — для спектроскопических исследований звезд класса Be.

• Комментарии отсутствуют